13:1621 мая 201813:16
560просмотров
13:1621 мая 2018
Госпрограммы "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", запущенные 1 января 2018 года, завершились. Для рынка это значимое событие: по статистике, каждый пятый автомобиль в стране был реализован в рамках этих программ. Но насколько окончание льготной программы изменит авторынок?
Согласно условиям программы, покупатели новых автомобилей в кредит стоимостью не более 1,45 млн рублей получали скидку 10%, что было, безусловно, выгодно. За первые 4 месяца 2018 года продажи автомобилей в России выросли, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), на 20,5% — до 545 345 автомобилей — относительно аналогичного периода прошлого года. Значительный объем выдач пришелся на программы госсубсидирования процентной ставки. Так, например, в апреле этого года доля автокредитов, выданных Балтинвестбанком по госпрограмме, составила 30% от общего объема выдач за месяц.
Есть мнение, что завершение программы приведет к сокращению объемов продаж автомобилей. Так, согласно прогнозу АЕБ, в 2018 году рост продаж автомобилей в России составит около 10% по отношению к 2017 году, до 1,75 млн авто, несмотря на то что I квартал показывает рост 20%.
Но, несмотря на замедление темпов роста продаж авто, мы все–таки ожидаем, что показатели выдачи автокредитов в 2018 году обгонят результат прошлого года. Так, по данным НБКИ и аналитического агентства "Автостат" за 2017 год, доля автомобилей, проданных в кредит в России, составила 48,9% (713,6 тыс. кредитов), что на 4,9% больше результата 2016 года. При этом Петербург занимает второе место после Москвы и области по объему рынка новых автомобилей по итогам 2017 года с общей долей автокредитов 48,43% (48,7 тыс. кредитов) в объеме рынка.
По нашим прогнозам, отмена госпрограммы приведет к переходу части клиентов в сегмент автомобилей с пробегом. Государственная поддержка, конечно же, стала дополнительным стимулом для разогрева рынка, но на его "самочувствие" влияют и другие факторы. Например, рост стоимости автомобилей на фоне ослабления курса рубля. Так, в апреле, по данным АЕБ, продажи автомобилей в России выросли на 17,6% по сравнению с апрелем 2017 года и составили 152 425 машин. Этот скачок был обусловлен не только ожиданием завершения госпрограммы и стремлением автолюбителей "запрыгнуть в последний вагон". Подогрела спрос и возросшая волатильность этого рынка, ее следствием стало объявление некоторыми автодилерами о предстоящем повышении цен. Поэтому на порядок цен в 2018 году этот фактор будет влиять не меньше, чем отмена госпрограммы.
Рынок автокредитования сейчас уже развивается, в том числе за счет собственных ресурсов. На протяжении всего прошлого года ставки по кредитам снижались, ожидается, что в 2018 году тренд сохранится, правда, темпы снижения замедлятся. Центробанк на последнем заседании подтвердил прогнозы по смягчению денежно–кредитной политики. А это значит, что дальнейшее снижение ключевой ставки создаст возможности для улучшения условий кредитования.