Фото: Юлия Смелкина

Совсем не горько. "Тело Гектора" в Театре им. Ленсовета

Театр им. Ленсовета продолжает питаться плодами трудов, идей и репертуарных решений своего, увы, бывшего художественного руководителя Юрия Бутусова. На малой сцене состоялась очередная премьера его протеже, на этот раз Аси Волошиной: "Тело Гектора" она написала, кажется, специально для театра.

Как с неба свалились. Спектакль "Птифуры" в театре "Кукольный формат"

Как с неба свалились. Спектакль "Птифуры" в театре "Кукольный формат"

270
Ольга Комок

Госпожу Волошину в последние годы язык не поворачивается называть молодым драматургом, настолько на слуху в театральном мире ее имя. Ожидаешь от нее, пожалуй, даже слишком многого. Крепкой работы ждешь и от ее альянса (уже не первого) с молодым режиссером Евгенией Богинской — ученицей Вениамина Фильштинского, соратницей вольной труппы "Этюд–театр", неутомимо выпускающей по несколько спектаклей в год в Петербурге, Хабаровске, Германии или Польше.

Имена ленсоветовских корифеев Анны Алексахиной и Александра Новикова в программке гарантируют игру с большой буквы и на высокой ноте. И даже жанр, обозначенный как "горькая интеллектуальная комедия", вызывает скорее любопытство, чем опаску. "Бульварному" театру об отношениях и чувствах взрослых людей давно пригодилось бы новое слово, так почему ему не прозвучать прямо сейчас?

"Тело Гектора" сложено по современным канонам, то бишь нелинейно и невпопад. Части этого тела перемешаны в произвольном порядке. Сновидческий абсурд сменяется приземленным бытовым диалогом, пронзительная исповедь оказывается заученной цитатой, каскад загадочных прорицаний соседствует с банальной неприязнью к "Инстаграму". Сюжетные виражи переворачивают и без того шаткую конструкцию любовного (любовного ли?) треугольника с ног на голову и с боку на бок. Зритель остается в хорошо спланированном недоумении: следует ли то, что ему говорят сейчас, из того, что говорили минуту назад, где правда и что же случилось на самом деле?

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Гендерное распределение ролей тоже вполне актуально. В центре — сорокалетний герой–неудачник, задумавший самоубийство. Оно не осуществится, так что мы не боимся Роскомнадзора и вполне можем назвать его орудия, тем более что резиновая камера от Камаза и камень с дыркой играют заметную роль в постановке. Собственно, они–то и отвечают за комедию, все остальное дуракаваляние в пьесе не назовешь особенно забавным. Герой наш — не больно–то герой, не Гектор, прямо скажем. Да и тело не его — а тайфуна, о котором вам все расскажут персонажи. Правит бал здесь отнюдь не он, а его случайная соседка по приморскому отелю (то ли ровесница, то ли десятилетием старше): она оборачивается истинным Мефистофелем, играет с ним как светская львица с мышкой, подсовывает доморощенному Фаусту местную Маргариту…

Тут печальная повесть о кризисе среднего возраста превращается в конфликт отцов и детей. Ну а звездный дуэт Александра Новикова и Анны Алексахиной уступает место бенефису молодой артистки театра (и ученицы Алексахиной) Анны Жмаевой. Актриса азартно играет в документальную искренность, старательно копирует просторечное арго провинциалки, ей уделено, кажется, больше всего сценического времени и — несомненно — режиссерского внимания. А еще она великолепно поет пост–блюзовые речитативы под аккомпанемент изысканной виолы да гамба в руках Олюшки Тихой.

Все бы хорошо, да вот вопрос: зачем нужна старинная виола, если на ней всю дорогу играть как на современной гитаре? Три скрежещущих взмаха смычком еще не оправдывают использование именно этого редкого и сложного инструмента.

Тот же вопрос назревает ко всем прочим частям "Тела Гектора". Зачем технологические кунштюки с лайв–видео, подзвученным гравием и плывущими по экрану строчками текста пьесы, если они не добавляют собственных смыслов к происходящему на сцене? Зачем сюжетная "расчлененка" и словесная эквилибристика, раз она нисколько не сказывается на самих персонажах? Зачем это старательное, через весь спектакль, ожидание урагана под названием "Тело Гектора", когда между героями бушует разве что буря в стакане воды? Никто тут не умирает — ни от тоски, ни от любви, ни даже от любопытства. История об отношениях и чувствах взрослых людей получилась не слишком комичной и совсем не горькой. Собрались, мило поговорили — хороший бульварный театр, любо–дорого посмотреть. К тому же совсем уж раскрыть интригу спектакля я, кажется, еще не успела.

Выхода нет. Спектакль "Солнечная линия" на Новой сцене Александринского театра

Выхода нет. Спектакль "Солнечная линия" на Новой сцене Александринского театра

466
Ольга Комок, журналист
Ольга Комок Все статьи автора
18 мая 2018, 01:24 850
Новости партнеров
Реклама