"Весело, но коротко": почему пенсионный возраст повысят, а пенсии — нет

Автор фото: Виктор Тихомиров
Переназначенный премьером Дмитрий Медведев подтвердил: россиян ждет пенсионная реформа. Выборы прошли, власти больше не таятся. Время экспертных дискуссий завершено,
Пенсионный вопрос терзает россиян почти так же, как вопрос квартирный, и делает это на протяжении столь же длительного времени. Одна из самых болезненных проблем — возможное повышение пенсионного возраста.
Соотечественники, обычно приветствующие все, что придет в голову начальству, не очень рады перспективе поздней пенсии. Количество желающих "работать подольше" оценивается социологами не то в 9%, не то даже в 6%. Маловато для всенародного одобрения. И что–то подсказывает мне, что даже усилий популярных телеведущих будет недостаточно, чтобы граждане пришли в восторг от увеличения пенсионного порога.
Как и многое другое, пенсионная система досталась нам в наследство от товарища Сталина. В Советском Союзе пенсии промышленным рабочим, и то не всем, начали платить только в 1932 году, и именно тогда определили мужской пенсионный возраст — 60 лет. При этом средняя продолжительность жизни не дотягивала даже до 50. Сталинский СССР был сравнительно молодой страной. Обещая пенсии труженикам на великих стройках коммунизма, вождь наглядно показывал самой энергичной части общества, что в колхозах ловить нечего — там пенсий не полагалось, а денег было мало. Кто не хотел отрабатывать трудодни на колхозных полях, мог сменить судьбу, отслужив в армии, а потом отправившись на завод. Вдобавок работа на заводе кроме пенсии в далеком будущем обещала важную льготу в будущем недалеком — бронь от призыва в армию в случае "войны с империалистическими хищниками".
Выполнять пенсионные обязательства перед первыми "советскими пенсионерами" пришлось уже наследникам Сталина. Только в 1956 году все рабочие и служащие СССР официально получили право на государственную пенсию — ранее получение пенсии обставлялось массой ограничений.
До колхозников дошла очередь только 10 лет спустя, при этом пенсионные выплаты составляли от 12 до 20 рублей. Основой фонда колхозных пенсий служили сборы с самих колхозников, в исключительных случаях дополнявшиеся бюджетными деньгами. Причем до 1971 года претендовать на эту пенсию колхозники–мужчины могли только с 65 лет.
Сами пенсии (за исключением военных и персональных) были маленькими. Но в середине 1970–х годов руководству СССР пришлось принять важное политическое решение. К порогу пенсионного возраста подходило поколение людей, выигравших войну, то самое, которому уже многократно был обещан и коммунизм к 1980 году, и прочее "светлое будущее". Эти люди могли спросить начальство: на что жить дальше? Вот этому поколению, точнее его части, и начали платить в позднем СССР пенсии, сопоставимые со средней зарплатой 120 рублей.
В 1981 году число пенсионеров достигло 27 млн — 10% населения Союза. Но сейчас число пенсионеров уже больше 43 млн и продолжает увеличиваться. Доля пенсионеров превысила четверть населения. Расходы Пенсионного фонда лишь наполовину обеспечиваются страховыми взносами — остальное составляют бюджетные трансферты. Не повысим пенсионный возраст — бюджет не сможет обеспечить даже тех малых пенсий, которые платятся сейчас, говорят чиновники. Повысим возраст выхода на пенсию — есть шанс на сохранение хотя бы небольших пенсионных выплат.
Но здесь чиновники лукавят. Именно ничтожные пенсии, как это ни парадоксально, один из инструментов поддержки того самого драгоценного отечественного товаропроизводителя, о благополучии которого так пекутся начальники.
Маленькая "государственная" пенсия — один из эффективных механизмов управления рынком труда и потребления. Треть пенсионеров в России работают, причем за небольшие деньги. Небольшая пенсия плюс небольшая зарплата позволяют превысить прожиточный минимум.
Представим себе, что случилось чудо и пенсии в России выросли. Это нанесет сильнейший удар по сложившемуся рынку труда — если пенсионеры покинут рабочие места, то мы получим дефицит трудовых ресурсов и неизбежный рост зарплат. А это последнее, чего хочет начальство, тем более что россияне делом доказали: свои растущие доходы они тратят в первую очередь на импортный ширпотреб, предъявляя спрос на нефтедоллары, которые государство считает своими. Так ведь и на телевизор может не хватить.
Поэтому пенсионный возраст повысят, а пенсии — нет. Зато, как ухмыльнулся ведущий Первого канала, поздравляя россиян с Днем Победы, живут у нас "весело, но коротко".