Теплоходы ждут туристов: спрос на речные круизы летом вырастет на 15-20%

Автор фото: Михаил Тихонов

Продавцы речных круизов из Петербурга говорят о росте спроса в этом году на 15–20%. Поездки становятся комфортнее, и новые причалы должны обеспечить приток новых туристов.

Петербургские турфирмы, предлагающие речные круизы из Петербурга, готовятся к новому сезону, который начинается в мае и заканчивается в середине октября.
По данным ФБУ "Администрация "Волго–Балт", ведущего статистику судозаходов, по итогам 2017 года главные речные причалы обслужили 195,7 тыс. пассажиров (как прибывших, так и убывших), а это на 4,7% меньше, чем годом ранее.
Сейчас ситуация восстанавливается, спрос на речные круизы, продажа которых началась еще в 2017 году, вырос на 15–20% по сравнению с прошлым сезоном, говорят в компании "Инфофлот". Такой динамике способствуют и рост интереса к внутреннему туризму, и стабильность на рынке круизов: нет резких скачков цен в связи с ростом или падением курсов валют, нет каких–либо международных неприятностей, нет необходимости получать визу.
"В пик сезона июнь–июль — начало августа наши теплоходы выходят с загрузкой 100%", — говорит Андрей Клопотович, директор туристической фирмы "ИДНИ".

Лояльные туристы

Как правило, рост рынка речных круизов обеспечивают новые клиенты и высокий процент лояльных туристов — около 80%. Игроки рынка единодушны: многие потребители такого вида отдыха приходят снова и пробуют новые маршруты, если остались довольны. "Туристы, которые попробовали такой вид путешествий, превращаются в сторонников данного вида отдыха", — поясняет Юлия Грабарь, директор турфирмы "Финистерра".
В основном речные круизы очень популярны у туристов за 40–50 лет. Это спокойный экскурсионный отдых, средняя стоимость круизов по России — от 3,5–4 тыс. рублей в сутки за человека. В стоимость включено размещение в комфортабельных каютах, трехразовое питание в ресторане, экскурсии по маршруту следования и развлекательная программа на борту.
Например, круизы в Карелию до Кижей и Петрозаводска на 5–6 дней стоят 25 тыс. рублей. В этом году цены на речные круизы выросли не более чем на 5–10%, что приводит к падению спроса.

Комфорт привлекает молодежь

Комфортные условия и программы "все включено" помогли турфирмам омолодить покупателя круиза и привлечь новую аудиторию, констатирует Моника Беляцкая, руководитель отдела продаж "Бон Тур". Все больше программы учитывают современные потребности, в итоге речные круизы приобретают популярность у семей с детьми–подростками.
"Это очень удобный способ путешествовать по России в обстановке комфортабельного плавучего пятизвездочного отеля по системе питания полный пансион", — добавляет Людмила Пучкова, директор отдела развития и коммерции "Круизный Дом МК". В компании "ВодоходЪ" говорят про оживление корпоративного сегмента и видят интерес к речным путешествиям из Петербурга со стороны иностранных гостей: Китая и Финляндии.
Действующие маршруты речных круизов разработаны еще в советское время и почти не изменились. Популярностью пользуются Валаам, Кижи, Соловецкие острова, круизы в Москву. Туристов привлекает даже не сама Москва — стоянка в ней только 6–8 часов, — а города и стоянки по пути, констатирует Андрей Клопотович.
В плане направлений рынок консервативен, признает Александр Вижуткин, коммерческий директор турфирмы "Фортуна", поэтому самый высокий спрос будут иметь стандартные рейсы на 1–2 дня на Валаам и маршруты по Карелии с посещением Кижей. Но технически теплоходы из Петербурга могут добираться еще и до городов Поволжья, Прикамья и Дона, добавляет Юлия Грабарь.

Нужны новые суда

На данный момент по всей России работает около 100 круизных судов, и их количество сокращается: в силу устаревания, технического или морального, с рынка постепенно уходят двух– и трехпалубные теплоходы, не прошедшие переоборудование. Большинство теплоходов, которые ходят из Петербурга, находятся в очень приличном состоянии.
Это касается не только технической части, но и состояния кают. Но проблема в том, что новых судов в России и СССР долгое время не строилось, и большая часть флота, передвигающегося по рекам, построена еще в советское время на верфях ГДР и Чехословакии. "Те суда, которые заявляются как новые, — это реновированные "возрастные" суда. Зачастую реновирование происходит достаточно основательное, когда от старого судна остается только пара болтов и штурвал", — говорит Ирина Лядзинская, директор турфирмы "Кармин Тревел". Поэтому сегодня на реках России практически не осталось судов, не подвергшихся модернизации в последние 5–10 лет. Основные перевозчики на рынке — это компании "ВодоходЪ", "Инфофлот", "Мостурфлот". В городе работают не менее 50 турфирм, которые предлагают речные круизы из Петербурга.
Одна из основных проблем путешествий по рекам — отсутствие должной инфраструктуры в городах по маршруту. "Что греха таить, большинство наших туристов выбирают круиз именно из–за того, чтобы посмотреть города по пути", — констатирует Андрей Клопотович. Сейчас в регионе начинают задумываться над строительством новых причалов, которых очень не хватает. Первый из них — Старая Ладога — обещают ввести в эксплуатацию в этом году.
Рынок речных круизов показывает стабильность, невзирая на экономический кризис. После падения курса рубля несколько лет назад цены на круизы остались на прежнем рублевом уровне. Никто не побежал догонять ускользающий доллар. С тех пор цены немного подросли. Но совсем чуть–чуть. Если до падения еще был определенный "жирок", то сейчас цены определяются именно себестоимостью круиза, стоимостью ремонта и обслуживания в зимний период. Цены стремятся устанавливать так, чтобы в пик сезона и на выходные стоимость круиза была выше, а весной, осенью и на неделе — пониже.
Андрей Клопотович
директор туристической фирмы "ИДНИ"
Мне кажется, что спрос на летние круизы сейчас выше, чем был в прошлом году. Рейсы в середине апреля уже были выкуплены на 50–100%, наименее популярны рейсы в будние дни до Валаама. Большая часть судов, которые ходят в круизы из Петербурга, находятся в хорошем состоянии. В ближайшие 2 года будут спущены на воду два действительно новых, а не реновированных судна компаниями "Водоход}" и "Мостурфлот", они находятся в стадии строительства, и нам очень хочется надеяться, что это только начало обновления.
Ирина Лядзинская
директор турфирмы "Кармин Тревел"