Большие банки и малый бизнес: тест на совместимость

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Еще лет пять назад отношения банков и малого бизнеса напоминали сказку про Красную Шапочку. "А почему у тебя такие большие проценты?" — задавал вопрос малый бизнес. "А чтобы минимизировать риски", — отвечал банк. Но время показало, что такой подход уже не выгоден никому: либо прибыль малого бизнеса "съедалась" процентами, либо банк оставался "голодным", так как отпугивал клиентов имеющимся предложением.

В последние несколько лет ситуация стала меняться: крупные федеральные банки увидели в небольших компаниях высокий потенциал и начали по-новому выстраивать свои модели работы с ними. А для того, чтобы отвечать потребностям малого бизнеса, нужно о них знать. С кредитами более-менее все ясно: чем ставка ниже, тем лучше. А вот с расчетно-кассовым обслуживанием гораздо сложнее: кто-то экономит деньги, кто-то — время, а кому-то главное — решить все онлайн, чтобы не ездить в офис банка. И кто расскажет об этом лучше, чем сами представители малого и среднего бизнеса?
Чтобы банки, как в сказке, повернулись лицом к малому бизнесу, не нужны сказочные заклинания. Ответьте на несколько вопросов нашего теста, и вы поможете банкам еще лучше понять надежды и чаяния предпринимателей.
* К "повседневным" услугам относятся платежные поручения и контроль денежных средств на остатках.

Взгляд с другой стороны

О том, как поддерживают малый бизнес крупные федеральные банки, мы попросили рассказать председателя Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Виктора Вентимилла Алонсо:
"Сегодня малый бизнес остается в фокусе нашего внимания. Северо-Западный банк обслуживает более 195 тыс. компаний малого и среднего бизнеса. И основными услугами, за которыми они идут в банк, по-прежнему остаются кредитование и расчетно-кассовое обслуживание. Популярность РКО растет: темп прироста по открытию счетов составил почти 13%. И тут главную роль сыграло появление новых пакетных решений, включающих бесплатное открытие счета, переводы без комиссии и другие преференции. Кроме того, в сентябре 2017 года банк ввел новый сервис – открытие счета с помощью выездного банковского специалиста. По выдачам кредитов мы и вовсе превысили показатели 2016 года на 54%. Это связано прежде всего с нашим индивидуальным подходом к сделкам от 15 млн рублей и выше, ощутимым снижением процентных ставок, внедрением новых решений, как, например, предодобренные предложения для каждого нашего клиента. В перспективе мы планируем увеличивать процент сделок по предодобренным кредитам, удвоить как минимум число клиентов, которых сотрудники банка будут обслуживать удаленно по всем вопросам развития бизнеса. Но в плюс ко всему вышеперечисленному мы стремимся изменить восприятие банка как только кредитора и инструмента для расчетно-кассового обслуживания. В последние пару лет мы активно формируем собственную экосистему из нефинансовых сервисов, среди которых услуги бухгалтера, юриста, облачные площадки с современными программами для ведения бизнеса и т.д. И надеемся, что все это в совокупности поможет предпринимателям развиваться и расти – из малого и микробизнеса в средний и далее".
В опросе использованы фотографии Сергея Конькова, Андрея Кульгуна, Павла Долганова, Ксении Потеевой, Надежды Ишкиняевой, Петра Ковалева.