Александр Сабадаш пытается сохранить контроль над обанкротившейся Выборгской лесопромышленной корпорацией

Автор фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Александр Сабадаш

Выборгская лесопромышленная корпорация признана банкротом, но бывший собственник пытается сохранить над ней контроль.

Флагманский актив известного бизнесмена и "водочного" короля Александра Сабадаша — ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация" (ВЛК) признано банкротом. Собственники компании по СПАРК — две кипрские компании и Николай Рыжков, ранее владелец небольшого пакета акций завода "ЛИВИЗ", еще одного актива Александра Сабадаша.
Решением суда 5 апреля на предприятии введено конкурсное управление. Долги перед кредиторами составили 14,6 млрд рублей, а стоимость активов ВЛК — 7 млрд рублей. По СПАРК, за 2016 год оборот предприятия — 4,2 млрд рублей (–16% к уровню 2015 года), убыток — 77,6 млн рублей против прибыли 45 млн годом ранее. В ВЛК от комментариев отказались. Конкурсный управляющий Николай Власенко, который в основном занимается финансовым оздоровлением предприятий в Иркутской области, также не прокомментировал ситуацию.
Основная масса требований к ВЛК на 7,3 млрд рублей заявлена Дмитрием Чекулаевым, который возглавляет "Выборгскую целлюлозу" (собственник — британская Vyborg LTD, по СПАРК). Это еще один актив Александра Сабадаша, предприятие, которое так же, как и ВЛК, работало на площадке Выборгского ЦБК, но сейчас прекратило выпуск продукции из–за банкротства. Еще 0,5 млрд рублей — долги перед другими структурами, связанными с бизнесменом. Требования на 1,3 млрд рублей выставил банк ВТБ, еще 1,7 млрд рублей — банк "Таврический". В пресс–службе ВТБ сообщили: "Банк в соответствии с законодательством будет осуществлять все мероприятия по урегулированию задолженности".

В топку!

Проектная мощность ВЛК — 1 млн т пеллет в год, прессованных опилок, которые как топливо используют тепловые станции и владельцы домов. Это самая мощная линия по выпуску биотоплива в Европе.
По данным экспертов, предприятие за время своей работы никогда не выпускало более 300 тыс. т продукции в год. В 2016 году объемы составили 50 тыс. т, в 2017 году выросли до рекордных 300 тыс. т. В 2015 году кредиторы потребовали банкротства ВЛК, хотя Александр Сабадаш возлагал на актив большие надежды, хотел построить на заводе причалы и экспортировать пеллеты, минуя выборгский порт.
Эксперты полагают, что имущество ВЛК вряд ли найдет покупателя. Тем более что крупнейшим кредитором является структура самого Александра Сабадаша, которая может повлиять на реализацию имущества. Например, выкупить право требования долга у других кредиторов, сохранив за собой актив. Кроме того, предприятие не обеспечено сырьевой базой, ВЛК закупает сырье для производства в других регионах. Между тем именно наличие сырья будет решающим фактором в вопросе о покупке ВЛК, считает Ольга Ракитова, глава АИ "ИнфоБио". По данным МА "Текарт", в 2017 году в России произведено 1,34 млн т пеллет, из них в СЗФО — 695 тыс. т. Более 90% продукции экспортируется, спроса на внутреннем рынке нет.
Крупные производители в СЗФО — ООО "ВЛК", ООО "ИКЕА Индастри Тихвин", ООО "Северо–Западный холдинг" и другие. Глава ООО "Северо–Западый холдинг" Иван Иванов говорит, что ситуация для продажи биотоплива благоприятная, цены на продукцию стабильны и довольно высоки. Тонна упакованных пеллет в Европе стоит 125 евро, за последний год незначительно увеличившись.

Ценой сломанных ребер

Александр Сабадаш отбывает срок за попытку мошенничества в связи с возвратом НДФЛ на 1,8 млрд рублей. Все его активы банкротятся. ВЛК — крупнейшее российское предприятие по производству пеллет, созданное на базе Выборгского целлюлозно–бумажного комбината (ВЦБК).
ВЦБК построен в 1926 году финской Hackman & K в поселке Йоханнес (сейчас — Советский). В конце 1980–х годов на комбинате проведена модернизация за $450 млн, мощности увеличены вдвое, установлено самое современное для тех лет оборудование. Но сразу после этого предприятие было приватизировано, основным акционером стала компания Alliance Cellulose, представлявшая интересы американского капитала.
Российские бизнесмены, близкие к властям, активно мешали американцам получить контроль над предприятием, и в результате корпоративного конфликта в 1996 году ВЦБК обанкротился. Его имущество выкупила кипрская Nimonor Investments, но войти на предприятие собственникам не удалось из–за сопротивления рабочих, контролируемых руководством завода. Затем ВЦБК был продан британской Alcem, подконтрольной Александру Сабадашу и его партнеру, совладельцу Сясьского ЦБК Алексею Шмаргуненко. В 1999 году бизнесмены с помощью спецназа брали предприятие штурмом, отбиваясь от рабочих. Тогда Александра Сабадаша взяли в плен и сломали ребра. Лишь при помощи правительства Ленобласти сторонам удалось договориться.