Водораздел балтийских портов

Петербургский порт хотят перенести в Приморск. На этот счет у властей Ленобласти свои планы по развитию портовой инфраструктуры на Балтике.

Власти Петербурга рассматривают возможность выноса мощностей Большого порта Санкт–Петербург за пределы города, в частности в Приморск Ленинградской области. Там же, в портовой зоне Приморска, планируется введение режима порто–франко и создание терминального комплекса, мощность которого позволит обрабатывать до 100 млн т грузов ежегодно. Эксперты относятся к таким планам скептически и отмечают, что их реализация может принести больше вреда, чем пользы.

Широкий жест Игоря Албина

В начале апреля вице–губернатор Петербурга Игорь Албин объявил об идее выноса мощностей Большого порта Санкт–Петербург за черту города. По его словам, это позволит освободить территорию под создание новой городской среды.
В стратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года говорится, что Большой порт Санкт–Петербург "ограничен городскими постройками и магистралями и не имеет возможности расширять свою территорию". Однако, по мнению председателя совета директоров ООО "ДОРН" Андрея Карпова (экс–глава городского комитета по транспортно–транзитной политике), порту нужно не расширение, а изменение структуры грузопотоков: "Даже при бешеном развитии нашего порта, которое не особо ожидается, мы никогда не будем переваливать более 70 млн т как минимум по той причине, что рядом развивается порт Усть–Луга". Речь идет о том, чтобы изменить структуру грузопотоков для увеличения налоговых поступлений. Карпов отмечает, что порту необходимо избавляться от дешевых и экологически недружественных грузов и наращивать объемы перевалки контейнеров. Контейнерные грузы являются не только безопасными, но еще и высокодоходными. По данным ИАА "ПортНьюс", перевалка контейнера с учетом его хранения, перемещения может обойтись в несколько сотен долларов.
Несмотря на множество преимуществ, крупный промышленный объект занимает гигантскую территорию и становится причиной транспортной загруженности мегаполиса. Многие портовые города стремятся перевести предприятия из исторического центра, и за рубежом есть успешный опыт реализации подобных проектов.
Однако перенос происходил в пределах границ административно–территориального субъекта, а петербургский порт, согласно заявлению Албина, может быть перенесен в город Приморск в Ленобласти. В таком случае город потеряет рабочие места, доходы в бюджет, а также лишит себя инвестиционной привлекательности.
По словам Албина, идея выноса порта за городскую черту обсуждается с участием градостроителей и операторов Большого порта Санкт–Петербург. Но стоит напомнить, что собственником причалов порта является государство в лице Росморпорта.
В Морском порту Санкт–Петербург (оператор в Большом порту Санкт–Петербург, входит в UCL Port группы UCL Holding) "ДП" ситуацию комментировать отказались. В Ассоциации морских торговых портов также воздержались от оценки данной проблемы "в связи с характером представленных заявлений".

Порт с областной судьбой

В отношении Приморска грандиозные планы строят и в Ленобласти. Глава региона Александр Дрозденко продекларировал строительство терминального комплекса в портовой зоне Приморск мощностью 100 млн т. Но, как заявили в правительстве области, данный показатель является суммарным — прогнозное увеличение грузооборота до 2030 года в связи с реализацией проектов "УПК Приморский" и других. На сегодня грузооборот составляет около 60 млн т. Годом ранее межведомственная комиссия по размещению производственных сил Ленобласти согласовала проект развития перегрузочного терминала в порту Приморск мощностью 15,6 млн т в год. Инвестором проекта является ООО "Приморский УПК", которое на 100% принадлежит Рамису Дебердееву, владеющему частью "Лесного терминала Фактор" в порту Усть–Луга. Генеральным директором "Приморского УПК" является Анатолий Савкин, а его сын, Евгений Савкин, в январе 2018 года возглавил АО "Морской торговый порт Усть–Луга".
Предполагается, что проект будет реализован на собственные и заемные средства. Весь терминал будет состоять из пяти перегрузочных комплексов, рассчитанных на перевалку зерна, минеральных удобрений, генеральных, контейнерных и накатных грузов.
Как оценивают эксперты транспортной отрасли, у Приморска есть все шансы привлечь минеральные удобрения, а в отношении остальных видов грузов есть некоторые сложности. Зерно, по его словам, тяготеет к южным бассейнам, а объемов нефти, которые возможно перевезти из портов Прибалтики, не так много — 10–12 млн т. Что касается угля, ЕС не является основным рынком потребления данного вида топлива, так как взял курс на отказ от угольной генерации по экологическим причинам. Заинтересованность к российскому углю проявляют страны Юго–Восточной Азии, но для поставок в этот регион используются другие транспортные маршруты.

Конкуренция за порты

Проект терминального комплекса также вызывает ряд вопросов в связи с неразвитостью автомобильной и железнодорожной инфраструктуры в районе порта.
"До 80–85% контейнеров уходят автотранспортом. Куда они поедут из Приморска? Все дороги региональные, узкие, проходящие через населенные пункты", — подчеркнул Андрей Карпов. Эксперт также отметил, что дополнительная загрузка действующих железнодорожных путей в регионе может вернуть проблему "узких горлышек". И хотя премьер–министр РФ Дмитрий Медведев поручил обеспечить комплекс железнодорожными и автомобильными подходами, а также электроэнергией, финансовая сторона данного вопроса пока не была озвучена.
Помимо развития терминального комплекса, руководство области не исключает создания в Приморске свободного порта. Такая практика в России применяется пока только на Дальнем Востоке.
"Что такое по–российски свободный порт? Это создание определенной территории, где инвесторы, начиная с определенного объема инвестиций, получают существенные привилегии по налогообложению. Сделать такой подарок порту государство и область могут, почему бы и нет", — рассказал директор по направлению "логистика и аналитика" компании "Морстройтехнология" Александр Головизнин. По его словам, такая мера ничего не добавит грузовой базе, но позволит инвесторам порта легче решать вопросы с окупаемостью проекта.
Портомания в последние годы стала популярным явлением во многих регионах России, имеющих выход к морю.
Только в Северо–Западном федеральном округе с идеей постройки или расширения имеющихся портовых мощностей выступают Архангельская, Мурманская и Калининградская области, Республика Карелия, Ненецкий автономный округ, а теперь и Ленинградская область. На этом фоне Петербург, желающий избавиться от порта, явно выпадает из общего тренда.