Осторожный оптимизм. Доцент СПбГУ Ирина Ланцова о новых соглашениях Кореи и КНДР

Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин и лидер КНДР Ким Чен Ын подтвердили, что общей целью двух стран является проведение процесса денуклеаризации на Корейском полуострове. Об этом говорится в Пханмунджомской декларации о мире, процветании и объединении Корейского полуострова, которую в пятницу по итогам переговоров подписали Мун Чжэ Ин и Ким Чен Ын, пишет ТАСС.

Ирина Ланцова, доцент СПбГУ:

Если говорить в целом, то это очередной этап нормализации межкорейских отношений, и это нельзя не приветствовать. Но нужно понимать, что в истории этих отношений уже звучали самые серьезные и миролюбивые заявления, а через какое-то время вдруг выяснялось, что не все пункты договоренностей реализуемы, или просто миролюбивые устремления исчезали при изменении курса.
Так что при всей радости от этого события оно требует по-прежнему осторожной оценки.
Недаром в подписанной Декларации о мире есть фраза о необходимости возобновить действие других договоренностей.
Важный момент — информация о возможности проведения трехсторонних (с участием руководства Соединенных Штатов) и четырехсторонних (с участием лидеров КНР и США) встреч. Обсуждается возможность подписания мирного договора именно в таком формате.
Возможно, в будущем мы также будем участвовать в этом процессе, но пока Россия, как видим, оказывается в стороне от этих событий, сейчас в межкорейском диалоге мы особой роли не играем.
Как будут складываться дальнейшие события, покажут переговоры Ким Чен Ына и Дональда Трампа, а также собственно встречи Кима и президента Корея Мун Чжэ Ин как с участием китайского и американского лидеров, так и без них.
В Декларации сказано о конкретных мерах по нормализации отношений. На границе замолкают громкоговорители, с помощью которых ведется пропаганда и агитация по отношению к противникам, перестают разбрасывать листовки в приграничных районах, планируются встречи разделенных семей. Планируется участие единой корейской команды на Азиатских играх. Будет налажено взаимодействие военных, а также консультации органов власти на уровне министров.
Как мы помним, в период обострения корейского кризиса доходило до того, что не было экстренных каналов связи между двумя Кореями, что было чревато самыми серьезными последствиями. Ведь ошибочные, в том числе чреватые трагедиями решения, как известно, обычно принимаются из-за отсутствия необходимой информации.