На пути к офшорной юрисдикции в РФ. Юрист Роберт Хаучил о том, что грозит россиянам, хранящим деньги в британских офшорах

Британский парламент на следующей неделе собирается проголосовать за законопроект, который предусматривает публичное раскрытие имен бенефициаров офшоров на Британских Виргинских и Каймановых островах, сообщают "Ведомости". Принятие законопроекта позволит узнать владельцев скрытых активов на Британских заморских территориях из числа россиян.

Роберт Хаучил, юрист, солиситор, руководитель иммиграционного направления Maxima Legal:

Билль о санкциях и борьбе с отмыванием денег был впервые представлен парламенту 19 октября 2017 года в преддверии выхода Великобритании из Европейского союза, чтобы обеспечить режим, при котором Великобритания может налагать санкции (поскольку санкции в основном касались утрачиваемого силу Закона о Европейских сообществах 1972 года и законодательства ЕС). Во вторник на следующей неделе член Парламента Маргарет Ходж при межпартийной поддержке намеревается внести поправку в указанный Билль, которая потребует от зарубежных территорий подготовить и запустить публичные реестры бенефициарных владельцев компаний, зарегистрированных в соответствующей юрисдикции. Следствием этого может быть беспокойство для некоторых людей и корпораций, в том числе состоятельных россиян, которые держат активы или структурируют их через оффшорные юрисдикции, которые находятся под британским контролем (включая Британские Виргинские острова и Каймановы острова). Несмотря на то, что Россия не является единственной целью поправки г-жи Ходж, недавняя политическая напряженность, вероятно, сыграла определенную роль в активизации поддержки изменения закона.
В политических кругах давно имело место молчаливое нежелание противостоять вызовам оффшорных юрисдикций, создаваемым в условиях глобализации экономики, с, возможно, не необоснованным предположением, что «снятие вуали» над одной юрисдикцией позволит «открыть» и другую: если не Панама, то Британские Виргинские острова, если не Британские Виргинские острова, то Маршалловы Острова и так далее. Однако аппетит к решению этих задач растет, и в западных странах все большее значение приобретает отчетность и прозрачность. Далее, похоже, терять меньше.
Значительные утечки данных, в том числе конфиденциальных правовых документов, стали постоянной угрозой того, что дальнейшая публикация частных документов из оффшорной юрисдикций почти неизбежна. Если на фоне этого привлекательность таких юрисдикций для состоятельных людей будет неуклонно снижаться из-за раскрытия данных через нарушения и взломы, то тогда, ускорение их кончины, распахивание дверей к именам бенефициаров и, что важно, нанесение очевидного удара по потенциальному отмыванию денег и коррупции, не кажется таким уж дорогостоящим шагом.
Последствия предлагаемой поправки являются неопределенными. В этой связи можно заметить, что на материке Великобритания ввела аналогичный реестр бенефициарных владельцев, который был замечен на горизонте задолго до его введения и позволил многим отдельным лицам и корпорациям принять адекватные меры для минимизации их разоблачения и возможных неблагоприятных последствий. Если такие реестры будут учреждены на британских заморских территориях, результаты, по всей вероятности, будут схожими.
Проход законопроекта через Парламент был далеко не гладким, один из лордов, например,  охарактеризовал его словами «конституционная автокатастрофа», ссылаясь на широту законопроекта. Тем не менее, законопроект близок к завершению стадии парламентского процесса, и хотя он не представляет значительных изменений, возможно, создание «офшорной» юрисдикции внутри России становится чуть более вероятным.
Материал подготовлен при содействии Натальи Деминой, руководителя практики Private Wealth Maxima Legal.