Без тормозов. Фильм "Танки" режиссера Кима Дружинина

Автор фото: Кинопоиск

 

Большая загадка, как выбирают тему для очередного патриотического фильма. Впрочем, тут же и отгадка, в самом слове: для питчинга, где решается, будет ли этот фильм финансировать Минкульт, собственно, только тема и важна. В нашем случае тема — или историческая канва — такова: в марте 1940 года два опытных танка Т–34, закамуфлированные до неузнаваемости, прошли своим ходом от харьковского завода до Москвы (750 км), вне дорог общего пользования. Один танк по дороге сломался, но его смогли починить, и к 17 марта оба были представлены руководству страны.
Здесь действительно нет никакой интриги, драмы или приключения, хотя и из этого можно было бы сделать фильм. В этой истории есть настоящий герой — конструктор танка Михаил Кошкин, который сопровождал танки в Москву. Он был не только талантливым изобретателем, но и хорошим менеджером: сумел организовать работу над новым танком, не сорвав при этом основное производство. На обратном пути один из танков увяз в болоте. Помогая его вытаскивать, Кошкин простудился и умер в том же 1940–м. Сам танк начали разрабатывать в 1937 году, а первые готовые образцы сошли с конвейера в 1940–м. До войны, за 3 года, танк пережил несколько рождений, и несколько раз его судьба висела на волоске. Только к 1942 году, когда он стал более совершенным и его научились правильно применять, именно тогда он и "заиграл" на полях сражений.
Из этого можно было бы сделать фильм — о судьбе танка, или о судьбе конструктора, или о том, как трудно идея пробивает себе дорогу и побеждает все же. Но то, как поступают с этой темой авторы, озадачивает простотой и безыскусностью.
Они берут лишь один эпизод в истории танка — вот этот самый перегон в Москву, в соответствии с их представлениями о "зрительском интересе", потенциальном возрасте и культурном уровне аудитории, наконец, о политической актуальности, этот эпизод предсказуемо кажется им "недостаточно динамичным". И они усиливают, дополняют сюжет в соответствии с собственными вкусами. Итог. По дороге на танк нападают скрывающиеся от советской власти в лесах белогвардейцы–отшельники (это в 1940 году!), всю дорогу за танками охотятся также немецкие шпионы.
По дороге танки обстреливают наши артиллеристы — по секретному приказу, — чтобы таким образом проверить толщину брони. Главным шпионом оказывается один из механиков–водителей. Удивительно, что за танком не охотятся пришельцы. Но главное — все герои фильма движимы одним мотивом, одним чувством: они хотят увидеть Сталина. Каждый миллиметр этого фильма пропитан махровым, каким–то истеричным сталинизмом — его степень удивительна даже на фоне общего помешательства.
Это по–своему знаковый фильм — для всей киноиндустрии. Это своеобразный тупик патриотики, печальный итог концепции "о привлечении интереса молодежи к истории страны". В погоне за юным зрителем это кино превратило трагедию в альтернативную историю, приключение, мистификацию. Это мало повлияло на зрительский интерес, но привело к деградации самого жанра.
Непонятно, как теперь вообще наше кино сможет говорить о чем–то серьезном. И главное — как оно сможет рассказать правдивую историю? Этот навык тоже притупляется от долгого пребывания в альтернативной реальности.