Автоматический обмен информацией — пути отхода. Эксперт Дин Поллак о рисках для счетов граждан РФ за границей

  

Дин Поллак, финансовый директор компании Smartgen:

Для российских граждан, имеющих бизнес и счета за границей, в январе 2018 года мир изменился до неузнаваемости. Все, что скрывалось от глаз налоговых органов в России, грозит стать явным. Причем без ведома владельца. В России начал действовать международный стандарт для автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard, CRS). Некоторые обладатели зарубежных вкладов попытались подготовиться к переменам, запасаясь вторыми гражданствами или экстренно меняя страну налогового резидентства. Немногие — но есть и такие — согласились на амнистию своего зарубежного капитала. Но, по данным Минфина, на конец первой волны амнистии только 7,2 тыс. состоятельных россиян вернулись в родную налоговую гавань.
Для начала о том, что такое автоматический обмен налоговой информацией. В 2014 году члены "Большой двадцатки" решили начать борьбу с офшорами и незаконным отмыванием средств. Был принят стандарт, по которому компетентные органы этих государств должны получать от своих банков и других финансовых организаций информацию о счетах всех иностранных клиентов, а потом пересылать их в налоговый орган страны, откуда клиент прибыл. На сегодня к программе уже присоединились более 100 стран. В том числе и Россия.
Предположим, открыл россиянин счет в европейском банке. Давно открыл и ничего в ФНС России об этом не сообщил, хотя по закону о валютном контроле должен был. Какие-то средства по счету проходят или накапливаются. Если выяснится, что иностранец является налоговым резидентом России, информация о его счете в автоматическом режиме будет по цепочке передана в налоговый орган на его родину. Дальше вступают в силу налоговый кодекс и закон о валютном регулировании. Если счет был задекларирован, российская налоговая ежегодно получала по нему отчеты и претензий не имела — все в порядке. Но, если возникнут вопросы, потери гражданина могут составить до 100% от сумм валютных операций, проведенных по счету, плюс штраф за нарушение налогового законодательства, плюс — если размер сумм признают особо крупным — не исключено и лишение свободы на срок до 3 лет. Перспектива так себе.
Банкам тоже мало не покажется. От контролирующих органов им назначат штрафы со множеством нулей, а скандал потянет за собой и репутационные потери. Так что теперь все иностранные клиенты подвергаются жесточайшей проверке. Изучается все, от платежей за квартиру до личных контактов и семейных обстоятельств. Причем не только в момент открытия счета, но и в процессе его обслуживания.
Но, несмотря на это, далеко не все российские граждане, обладающие зарубежными активами и счетами в банках, готовы обнародовать их в России. Показатель этого — фактически провалившаяся первая волна программы амнистии капитала и совсем не оптимистичное начало второй. Причин тому много. И далеко не всегда речь о желании платить меньше налогов. Предприниматели не уверены, что в России информация об их финансах останется конфиденциальной и не попадет к злоумышленникам.
Еще до того, как CRS заработал в России, состоятельные граждане стали задумываться о том, как, не нарушая ничье законодательство, сохранить тайну своих зарубежных финансов. Многие обратились к схеме приобретения гражданства или налогового резидентства за инвестиции. Такую возможность предоставляет довольно большое количество стран, в том числе и европейских, таких, например, как Кипр, Мальта, Великобритания, Австралия, США, Греция, Венгрия, Испания, Португалия и даже Латвия с Болгарией. Россияне надеялись, что банк сообщит сведения по месту их нового налогового резидентства со всеми ожидаемыми выгодами.
На практике обнаружился целый список всевозможных "но". Во-первых, гражданство другой страны не гарантирует автоматический переход под ее налоговую юрисдикцию, а налоговое резидентство мало получить, о нем еще нужно заботиться, как о женщине: поддерживать материально, уделять время и то и дело доказывать, что оно единственное.  
Во-вторых, некоторые страны, в частности Мальта, ужесточили требования к налоговому резиденту, обязав его фактически проживать в своих границах не менее полугода, невзирая ни на какие инвестиции. Другие, такие как Кипр, потребовали доказать, что гражданин не окажется случайно налоговым резидентом еще какой-нибудь страны. Третьи ударились в геополитику и настроились против российского капитала, угрожая блокировкой и даже конфискацией активов вплоть до выяснения источников его происхождения. Тут ярче всех выступила Великобритания. Разброс "цен" на паспорта за инвестиции значительный: от 500 тыс. евро в Болгарии до 2 млн на Кипре. И далеко не по всем пунктам вложения можно вернуть.
С видом на жительство тоже все непросто. Далеко не везде достаточно купить домик в каком-нибудь старинном городке, чтобы получить заветную переливающуюся карточку. В Швейцарии например, придется ежегодно отчислять в бюджет не менее 100 тыс. швейцарских франков одного только "аккордного" налога. Его рассчитывают не на базе доходов гражданина, а на основе его расходов.
Одним из выходов для состоятельных россиян стала смена налогового резидентства по календарному принципу. Чтобы выйти из-под российской налоговой юрисдикции, гражданину нужно 183 дня в году и более прожить в другой стране. То же — для автоматического приобретения этого статуса. Во многих странах — та же ситуация. Продержался полгода в границах государства — стал новообращенным в налоговой системе. И хотя не всегда этого достаточно, именно такой вариант оказался одним из самых популярных.
Наша компания, предоставляющая консалтинговые услуги в Израиле, накануне введения международного автоматического налогового обмена в России зафиксировала волновой всплеск интереса россиян к профессиональному сопровождению получения налогового резидентства. В основном интересовались те, кто может поучаствовать в программе репатриации. По этой программе переселенцы могут рассчитывать на десятилетние налоговые каникулы. Но есть и те, кто хотел бы получить статус налогового резидента Израиля без участия в программе.
Есть и еще одна причина, по которой смена налогового резидентства на основе количества прожитых за границей дней, столь привлекательна. Все в том же январе 2018 года в России вступили в силу изменения в закон о валютном контроле. Теперь те, кто живет в РФ менее 183 дней, не только перестают быть налоговыми резидентами — они не обязаны больше сообщать в налоговую об открытии счета в иностранном банке и предоставлять годовые отчеты о движениях по этому счету. Кстати, существенно расширился список допустимых валютных операций. Например, продать недвижимость в Европе теперь можно без участия российских банков.
Таковы реалии. Их, как всегда, лучше слов подтверждают цифры. В СМИ мне попадалась информация о том, что до 60% состоятельных граждан России интересуются возможностью смены страны налоговой юрисдикции, а среди 500 богатейших россиян треть от налогового резидентства России уже отказалась.