Ольга Мягченко, корреспондент Все статьи автора
9 апреля 2018, 23:34 446

Миллиарды на фиктивную безопасность

Ольга Мягченко, корреспондент:

Метро–2018. Как изменилась система безопасности в метрополитене Петербурга после прошлогоднего теракта

Метро–2018. Как изменилась система безопасности в метрополитене Петербурга после прошлогоднего теракта

22824
Надежда Фёдорова

Готовясь к чемпионату мира по футболу, ПАО "Российские железные дороги" потратило 8,6 млрд рублей на модернизацию 31 вокзала в 11 городах, где пройдут футбольные матчи. В частности, деньги пошли на оборудование вокзалов системами безопасности. На каждом вокзале теперь действует по несколько пунктов досмотра пассажиров: рамки–металлодетекторы, рентген для проверки багажа, дежурят сотрудники служб безопасности. Всех пассажиров, входящих в здания вокзалов, подвергают подробной проверке: заставляют вытряхивать из карманов телефоны, ключи, деньги — все, что звенит в металлоискателе.

Казалось бы: никакого зазора не осталось для террористов! Вот только по дороге из одного города в другой поезда останавливаются на десятках мелких станций, где нет никаких рамок. И никто не мешает злоумышленникам подсесть в поезд в одном из этих пунктов или передать взрывчатку подельникам, находящимся в вагоне. Без проблем можно доехать и электричкой: пассажиров электропоездов вообще никто не проверяет.

А если вспомнить теракт 2009 года, когда из–за подрыва поезда "Невский экспресс" на пути из Москвы в Петербург погибли 28 и были ранены 132 человека, то досмотр пассажиров выглядит и вовсе бессмысленным. Ведь бомба была заложена на железнодорожном полотне. В эффективности проверок пассажиров заставляет усомниться и другая трагедия — взрыв смертника в очереди на досмотр на вокзале в Волгограде. Тогда погибли 18 человек и были ранены 45.

Досмотр пассажиров самолета — другое дело. Проникнуть в самолет во время полета невозможно, поэтому у террористов есть только одна точка входа в авиасудно, и тщательный досмотр в аэропорту выглядит более чем логично. Но устроить преступление в поезде можно в любой момент по пути следования, а значит, проверка пассажиров большого смысла не имеет. Так же как и в метро, где невозможно устроить тотальный досмотр всех входящих, а без этого ни о какой безопасности говорить нельзя. Доказательство — прошлогодний теракт в петербургской подземке: 16 пассажиров не спасло от гибели то, что до этого, в 2015–2016 годах, ГУП "Петербургский метрополитен" потратило свыше 100 млн рублей на оснащение входов на станции оборудованием для досмотра пассажиров. О неэффективности этих мер говорит эксперимент московских спецслужб: за 8 месяцев 2016 года специально засланные в метро сотрудники пронесли в подземку 50 муляжей взрывчатки. Только четверых задержали на пунктах досмотра.

Неужели у тех, кто принимает решения направлять миллиарды на закупку дорогостоящего оборудования, не возникает сомнения в эффективности этих затрат? Или для них эти решения имеют вполне конкретный смысл? Ведь производителям и поставщикам такого оборудования нужно поддерживать свой бизнес. Недаром ЗАО "Современные наукоемкие технологии" в 2015 году продало петербургской подземке 325 арочных металлодетекторов не по 70 тыс. рублей за рамку, как другим покупателям, а по 183 тыс. У властей беспроигрышный козырь: недопустимо экономить на безопасности граждан и закупать дешевую ненадежную продукцию. А граждане и не осознают, что своими налогами могут оплачивать фикцию, а не безопасность.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама