Что будет с Telegram и его аудиторией

   

Мария Сальникова, ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс»:
4 апреля был назначен днем, когда истекает срок подачи ключей шифрования в Федеральную службу безопасности России (ФСБ) от Telegram. Однако если требуемые данные не будут предоставлены, не стоит опасаться за мгновенную остановку работы ресурса. Согласно закону, если руководство мессенджера не выполнит требование, то Роскомнадзор сможет потребовать заблокировать Telegram через суд. А подача заявления через суд займет какое-то время. Соответственно, теоретически Роскомнадзор может серьезно нарушить работу сервиса, ограничить возможность скачивания мессенджера для новых пользователей, а также снизить лояльность нынешних пользователей, но более вероятно, что агрессивных мер приниматься не будет. То есть структуры, Роскомнадзор и Telegram, продолжат попытки договориться.
Хотя позиция Telegram, что технические условия работы не предусматривают возможность передачи ключей шифрования, явно заводит будущие переговоры в тупик. А это значит, что Роскомнадзор будет совершать попытки закрыть доступ к мессенджеру на территории страны.
Отмечу, что для частных лиц угроза приостановки работы некритична, так как есть альтернативные коммуникационные площадки, а вот у блогеров, СМИ, журналистов, специалистов разных сфер деятельности, которые активно используют современные способы подачи информации, есть страх частичной потери аудитории или снижения уровня удобства подачи своего материала. Речь идет о telegram-каналах.
Так, владельцы подобных ресурсов уже сейчас рассматривают «пути отступления», то есть приемлемые варианты действий в случае прекращения работы telegram-мессенджера.
1. ТОR и ВПН. Это техническая уловка, которой смогут воспользоваться достаточно сообразительные и образованные пользователи. Однако более вероятно, что даже при наличии такой лазейки процентов 60, как минимум, не догадаются ее найти.
2. Переливать комьюнити в социальные площадки "ВКонтакте" и Facebook. Это мера, которую можно предпринять заранее. И здесь процент потерь аудитории будет гораздо меньшим, так как социальные сети развиты в нашей стране, популярны среди разных возрастных категорий и доступны слоям населения с разным уровнем технических знаний. То есть не потребуют временных затрат на то, чтобы подключить себе новую группу.
И, конечно же, в любом случае при блокировке Telegram нужно быть готовым к частичной потери аудитории. Telegram стал не просто мессенджером для обмена сообщениями и файлами, не просто коммуникационной средой, а альтернативой подачи информации от СМИ. Потому ценность для потребителя заключается не только в опциях фильтра фотографий и анимационных смайлах, которые предоставляет программа, но и также в удобстве получения оперативной информации от информационных агентств, блогеров и журналистов лично каждому из нас в телефон.