Четыре куратора в поисках художника

 

Экспозиция в галерее "Борей" с замысловатым названием "Антиперсональная персональная выставка Семена Мотолянца, который понял, что он ничего не понял в современном искусстве" озадачит любого. Озадачит и запутает.
Все как будто привычно: в четырех залах представлены работы в разных жанрах и техниках, с которыми экспериментирует художник. Но это на первый взгляд. Мотолянец настаивает, что в этом проекте он принял минимальное участие. Выставку курировали четыре куратора. Перебор, что ни говори. Конечно, без кураторов в современном искусстве не обойтись, хотя кого–то они даже раздражают: слишком много на себя берут.
Не так давно художники взбунтовались, встав на борьбу с "заговором кураторов". Последняя Венецианская биеннале прошла под эгидой освобождения художника из–под ига этих "хозяев искусства". Ее куратор Кристин Масель предоставила слово художникам, избавив их от концептуальных установок и экспозиционных ограничений.
Вопреки текущей конъюнктуре Семен Мотолянец воздерживается от прямого высказывания. Четыре куратора показывают его искусство, как им заблагорассудится. Автор этой "антиперсональной персональной выставки" отказывается соответствовать своему узнаваемому художественному почерку, ища в искусстве свободу, а не востребованное однообразие. По нынешним меркам это даже за кокетство не сойдет. Современное искусство концептуально, проектно, репрезентативно. Либертены и кандиды здесь не в почете. Но, несмотря на то что пренебрежение общепринятыми правилами сулит в лучшем случае шумиху, Мотолянец делает выигрышный проект.
Четыре куратора — недавние выпускницы кураторской магистерской программы факультета свободных искусств и наук СПбГУ Анастасия Котылева, Елизавета Матвеева, Анастасия Скворцова и Наталья Шапкина — рассказали четыре разные истории. Один зал про реальности сновидений, другой — продолжение проекта группы "Мыло", с которой началась карьера Мотолянца, третий — световые объекты, а последний — постконцептуалистская живопись. Сохраняя максимум художественной свободы, Мотолянец остается главным героем своего проекта. Он волен манипулировать авторством, так как его работы говорят сами за себя.