Выход в город из кинозала

Если Госдума обяжет кинотеатры и детские центры переехать на нижние этажи торгово–развлекательных комплексов, собственникам будет проще снести объекты, чем делать реконцепцию.

Госдума готовит законопроект, по которому владельцы торговых центров обязаны будут перенести детские центры и кинотеатры на нижние этажи. Об этом рассказал зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, добавив, что уже в течение 2018 года предприниматели должны будут приступить к перестройке.

За чей счет банкет

В Петербурге сейчас более 80 кинотеатров и около 20 крупных детских развлекательных центров в торговых комплексах. Почти все они находятся на верхних этажах. Это связано не только с тем, что такие заведения формируют и направляют трафик покупателей, но и с тем, что ставки аренды растут по мере приближения к главному входу. Развлекательные центры гораздо менее рентабельны на единицу площади, чем магазины, и выбирают дешевые площади.
Предложение депутатов появилось в ответ на трагедию в ТЦ "Зимняя вишня" в Кемерове, где во время пожара людей не смогли эвакуировать из кинозала на четвертом этаже.
Известие об инициативе депутатов вызвало у бизнеса шок. "Развивается какая–то лихорадка, такие предложения находятся за пределами логики и здравого смысла", — ответили "ДП" в одном из крупных агентств недвижимости. Виктор Рудман, гендиректор сети кинотеатров "Мираж Синема", рассказывает, что сейчас большая часть кинотеатров, которые находятся в ТЦ, работают на третьем этаже. По разным оценкам, это 50–70% рынка.
"Если бы запрет касался только новых кинотеатров — ради бога, но за чей счет будет "банкет по перестройке", я не понимаю, — возмущается Рудман. — В ТЦ на первых этажах просто не хватит высоты потолков для того, чтобы разместить кинотеатр".
С тем, что переезд и перестройка существующих кинотеатров невозможны, согласны и другие участники рынка.
Так, гендиректор "Ленфильма" Эдуард Пичугин отмечает, что после запрета работы на последних этажах абсолютное большинство мультиплексов вынуждены будут закрыться. С ним согласились лидеры российского рынка — в сети "Каро" назвали перенос кинозалов на нижние этажи невозможным, в объединенной сети "Формула кино" и "Синема парк" добавили, что реализация этой инициативы возможна только в новых ТРК, которые еще находятся в стадии проектирования.
Сейчас из 80 петербургских кинотеатров около 50 находятся на верхних этажах торговых центров. Объем кассовых сборов кинотеатров, по данным "Невафильм Research", составляет в городе 4 млрд рублей в год.

Без окон и дверей

Детские центры оказались в той же ситуации: в центре города большинство из них работают на верхних этажах. Объем рынка детских развлекательных центров его участники оценивают в несколько миллиардов рублей. Детские проекты занимают около половины площадей, отведенных в ТЦ на развлечения.
С 2012 года для детских игровых зон действуют СНиП, которые запрещают размещать такие площадки выше второго этажа и дальше 20 м от эвакуационного выхода. Но они распространяются только на новые здания, в большинстве петербургских ТЦ детские зоны работают на третьем–четвертом этаже. Светлана Данилова, совладелица детского центра "ТачкиГрад", считает, что у современных ТЦ много конструктивных проблем: крутящиеся двери, узкие эскалаторы, отсутствие окон и пожарных лестниц. Но в то же время запрет работы на верхних этажах станет для детских центров экономической катастрофой. "Я думаю, что могла бы сработать какая–то "программа лояльности" от власти для бизнеса: льготы по получению земли для ТЦ, которые размещают развлекательные зоны внизу, или субсидии", — говорит она.
Гендиректор "Кидбурга" Максимилиан Пивоваров рассказывает, что план размещения арендаторов в ТЦ определяется еще на этапе строительства, на первых этажах обычно располагается "мелкая нарезка" магазинов с высоким средним чеком, и, чтобы это изменить, владельцу нужно перестроить не только стены, но и системы вентиляции, кондиционирования и др. При этом затраты на переезд для кинотеатра или детского центра примерно такие же, как и на открытие нового. Например, для центров "Кидбург" стартовые затраты составляют около 80–130 млн рублей при площадях 2–3,5 тыс. м2. Сроки окупаемости таких проектов — 5–6 лет. "Это не магазин, где можно снять оборудование и перевезти, и в кинотеатрах, и в детских центрах огромные инвестиции в отделку, установку дорогого оборудования. Расположение на верхних этажах — это не прихоть, а условия рынка, если запрет введут, все подобные проекты закроются", — говорит Пивоваров. По его словам, первый этаж не гарантия безопасности, главный показатель — время выхода на улицу. "Такие предложения уводят от основного вопроса, от переезда на первый этаж безопаснее не станет. Гораздо важнее человеческий фактор, квалификация сотрудников, которые будут выводить людей. А если из крупного одноэтажного помещения все начнут выходить одновременно, это приведет к давке и пробкам", — полагает Пивоваров.
Вместо того чтобы заставить все заинтересованные стороны исполнять текущее законодательство, Госдума придумывает новое. Наши политики хотят выглядеть спасателями, а виноватым делают всегда кого–то другого. Значит, детям и зрителям кинотеатров нельзя гореть на верхних этажах? На верхних этажах, очевидно, должны в случае чего гореть другие люди? Законодатели не в курсе, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. При этом в реальности перенос кинотеатров невозможен технически, он означал бы банкротство арендаторов на верхних этажах. Поэтому я думаю, что все эти разговоры — не более чем популизм.
Дмитрий Шиманов
генеральный директор MAR Consult
Перенос кинотеатра на первый этаж в большинстве случаев невозможен, для этого нужно перестраивать 90% ТРЦ. Развлекательные зоны строят на верхних этажах, чтобы создать трафик, который пойдет снизу вверх, то же касается фуд–кортов. Еще одна особенность — высота потолков. На первом этаже недостаточно высоты для киноэкрана. И, наконец, стоимость аренды. Финансовая модель кинотеатра предполагает инвестиции 250–300 млн рублей со сроком окупаемости до 10 лет. Если такой арендатор перейдет на первый этаж, где действуют самые высокие ставки, это либо приведет к многократному удорожанию билетов, либо сделает проект нерентабельным.
Дмитрий Караваев
генеральный директор "Рент–Инвест"