То, что я называю цифровой колонизацией

    

Наталья Касперская , президент группы компаний InfoWatch:
В последнее время разговоры о новых технологиях невероятно популярны. На слуху big data, искусственный интеллект, блокчейн. Благодаря информационному пузырю нагнетается страх, дескать, опоздаем, поезд уйдет, а мы останемся на обочине истории. На мой взгляд, эта суетливость крайне вредна. Это ведь не мы сами, долго размышляя, осознали, что нам, допустим, в сельском хозяйстве или любой другой отрасли нужно использовать блокчейн. Это чужая повестка, и мы играем в чужую игру по чужим правилам. И поскольку это не наше собственное решение, мы обречены выступать догоняющей стороной.
При этом традиционно большинство новых технологий приходит из–за рубежа. А все современные технологии имеют средства удаленного управления. И получается, что мы отдаем кому–то возможность удаленного контроля. Тем самым углубляем свою зависимость от иностранных технологий. Вместо того чтобы строить свое, отечественное. Все это ведет к тому, что я называю цифровой колонизацией.
Давайте попробуем в первом приближении оценить возможности и риски новых технологий. Во–первых, технологии добавляют новый функционал, расширяют возможности. Однако удаленный контроль предполагает массовую слежку. Во–вторых, нам обещают, что появятся новые профессии. Но мы видим риски исчезновения старых профессий. И есть внятная угроза мощной волны безработицы. Никто не знает, что с этим делать. Переучить водителя в системотехника, управляющего роботами, достаточно затруднительно. В–третьих, нам обещают повышение эффективности бизнеса. Но очень часто новые технологии приносят с собой этические и юридические проблемы, которые замалчиваются.
В мировой практике мы уже видим примеры негативного влияния поспешной цифровизации на экономику государств. Так, недавно Международный валютный фонд (МВФ) попытался оценить первые итоги реформ, предусматривавших цифровизацию платежной, налоговой и социальной сфер в Индии. Индия некоторое время назад приняла государственный курс на цифровизацию экономики: финансовой сферы, налоговой системы, госзакупок и социальных выплат. Был серьезно сокращен лимит по операциям с наличностью, начали всячески стимулироваться электронные платежи, стала внедряться биометрическая идентификация. И, по оценкам МВФ, результатом стали спад промышленного производства, торможение банковского кредитования, сокращение общеэкономической активности и снижение ВВП примерно на 1%.
В докладе по итогам исследования эксперты МВФ констатируют, что поспешная цифровизация нецелесообразна. Отмечается, что при низком уровне безопасности форсирование цифровизации чревато проблемами. Все вышесказанное не значит, что не надо заниматься новыми технологиями. Заниматься ими как раз необходимо. При этом мы должны внедрять новинки не потому, что модно, а потому, что мы понимаем прагматику этого внедрения. Идти не от технологии, а от реальной потребности. И конечно, необходимо разрабатывать и внедрять отечественные технологии, а не брать иностранные. С этими вводными мы можем снизить риски продвижения в цифровой мир и получить желаемые выгоды.