Бенефис молчания. Фильм "Ева" режиссера Бенуа Жако

Автор фото: Кинопоиск

 

Выдающий себя за писателя Бертран (Гаспар Ульель) оказывается под одной крышей с обольстительной и загадочной Евой (Изабель Юппер). Одержимый страстью, Бертран не подозревает, кто она на самом деле и в какую опасную игру он вовлечен. Одноименный роман Джеймса Хедли Чейза, вышедший в 1945 году, экранизируют не впервые: еще в 1962 году режиссер Джозеф Лоузи снял фильм с таким же названием с Жанной Моро в главной роли. Героиню Юппер с иронией можно было бы прозвать "ночной красавицей" — в противоположность "дневной", которую сыграла когда–то Катрин Денев у Луиса Бунюэля.
Жако говорит, что еще в юности впервые прочитал роман Чейза, а спустя много лет, не перечитывая, решил написать сценарий — по своим юношеским воспоминаниям. У Жако Ева получилась вполне эмансипированной героиней, хотя и у Чейза героиня для своего времени описана современно, правда, она более ленива.
Актриса Изабель Юппер работает с прекрасными кинорежиссерами — Михаэль Ханеке, Клод Шаброль, Бертран Тавернье, Андре Тешине. Но с Жако история особая. До "Евы" он снял пять картин с участием Юппер — "Крылья голубки" (1981), "Школа плоти" (1998), "Только не скандал" (1999), "Фальшивая служанка" (2000), "Вилла "Амалия" (2009). Безусловно, этот фильм — подарок Юппер, точнее сказать, подношение. Из этого, в общем, никто не делает тайны. С другой стороны, в этом нет и крамолы, актриса такого уровня вполне заслуживает бенефиса.
Но тут важно, как именно это сделано. У нас бенефис понимается как самая многословная роль и как возможность показать все грани творчества. Французский вариант подношения выглядит тоньше и парадоксальнее, что делает честь режиссеру. В этом фильме Юппер почти не говорит, только улыбается или щурится, и почти ничего не делает — все главное происходит за кадром. И талант актрисы именно в том и состоит, чтобы по ее намекам и молчанию мы догадались о том, что случилось. В этом, собственно, и состоит интрига фильма.
Но, как это бывает, фильм оказался актуальнее, чем был задуман. Действие там происходит в основном внутри литературного мира. Но все то, что, по замыслу Чейза, должно было разоблачить лжеписателя, спустя 75 лет вдруг выглядит уже не столь очевидным. С тех пор литература стала индустрией, и это касается даже того ее сегмента, который претендует на элитарность. Для того чтобы и далее выдавать себя за писателя, Бертрану теперь вовсе не было необходимости, как это показано в фильме, идти на преступления. Индустрия, что называется, дальше сама бы его вывезла, а то, что, допустим, его второй роман или пьеса оказалась бы намного слабее первых, тоже мало кого удивило бы.
Все уже знают: над первой вещью автор работает всю жизнь, а над второй и последующими — год, два и так далее. Талант, конечно, нельзя подделать. Но сегодня способов избежать разоблачения бездарности гораздо больше, скажем так. "Возможно, Ева — плод воображения Бертрана. Украв чужую судьбу, ты с каждым днем теряешь частичку себя", — говорит Юппер в интервью. Но парадокс современности в том, что на использовании, заимствовании и переработке "чужого" сегодня вполне законно построена вся культура.
Так что Бертран в известном смысле как раз сын века, а не изгой. Это говорит нам о простой вещи — о том, насколько изменился мир за 75 лет. О таком эффекте режиссер, конечно, вряд ли задумывался, но с хорошим фильмом обычно так и происходит.