О нервных опричниках и трудолюбивом Емеле

  

Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, экономист:
Иногда в поисках трудов теоретиков особого пути России находишь не столько особый путь, сколько особо любопытных теоретиков. Вот, например, на днях раскопал автора, которому очень за державу обидно и он дает отпор клеветникам. Ниже — несколько цитат:
"Нас обвиняют в пьянстве. Но само употребление водки появилось у нас на несколько веков позже, чем на Западе — лишь при Иване Грозном, в качестве наркотика для опричников, у которых не выдерживали нервы от постоянных казней".
С тех пор, по всей видимости, то ли нервы совсем расшатались у народа, то ли в казнях стала участвовать слишком большая доля населения, но традиция, заложенная опричниками, укрепилась и расширилась.
"Нас обвиняют, что русские-де лентяи, плохие работники. Но в нашем климате только для того, чтобы выжить, необходимо работать до смерти. Образ Емели, лежащего на печи, за которого все делается само собой, по щучьему велению — не от лени, а от постоянного сверхнапряжения, от мечты об отдыхе, это реакция на труд от зари до зари".
Любопытно, конечно, узнать правду от человека, непосредственно присутствовавшего при свидании Емели со щукой и все знающего про мотивацию действий легендарного героя. Но, думается все же, что из сказки не стоит делать далеко идущих выводов о причинах формирования особого пути Емели на печь: ни позитивных, ни негативных.
"В XVI веке мы покупали в Швеции железо, а вывозили ружья — то есть Швеция была нашим сырьевым придатком".
Информации о том, где конкретно у нас производились ружья, да еще и столь конкурентоспособные, автор ответа клеветникам не приводит. По всей видимости, его информация на этот счет почерпнута из того же источника, что и сведения о мотивации Емели.
"До 1317 года старообрядческое предпринимательство давало не менее яркие положительные примеры, чем сейчас в Латинской Америке. После 1325 года старообрядцы создали едва ли не лучшую церковную архитектуру, возрождающую допетровские традиции. Да и сейчас, после 1331 года, лучшая церковная архитектура — опять старообрядческая".
Раскол и, соответственно, старообрядчество возникли лишь в XVII веке. Размышления о судьбоносных для старообрядчества годах XIV века можно было бы счесть недосмотром корректора или типографской опечаткой, если бы 1300-е годы не повторялись в одном абзаце сразу 3 раза. Скорее все же, автор действительно что-то знает о культуре таинственных старообрядцев, возникших задолго до раскола. Возможно, трудолюбивый Емеля был тоже из их числа?
Впервые: https://www.facebook.com/dtravin61