Как прошла "Биржа стартапов" №38

Автор фото: Беликов Валентин
Автор фото: Беликов Валентин

Участники мартовской "Биржи стартапов" представили на суд жюри технологию дополненной реальности для бизнеса, указку для эндоскопических операций, комплекс по выращиванию и продаже грибов, нейроимплант, аппарат для дыхания и сервис для СММ-щиков.

Очередная, 38-ая по счету "Биржа стартапов", прошла вновь в ресторане "Rыба". Сразу четыре из шести проектов особенно заинтересовали инвесторов, среди которых были Александр Кашин, Аркадий Теплицкий, Мария Евневич и другие.
Победителем "Биржи" стал проект "Pro Кислород" — аппарат, который позволяет насыщать организм кислородом дома, в офисе или фитнес-клубе. Стартап заручился поддержкой сразу двух инвесторов. Валерий Ильин, создатель проекта по производству и продаже вешенок, тоже получил два приглашения на личную встречу с потенциальными инвесторами. С визитками от жюри ушли авторы проектов Super SMM и нейроимпланта для восстановления поврежденных нервов.

It-продукт для бизнеса

"Биржа стартапов" началась с презентации проекта Arvity. Он дает возможность технически неподкованному пользователю внедрить в свой бизнес технологию дополненной реальности. Так, стартап позволяет в несколько кликов совмещать физические рекламные объекты и элементы дополненной реальности. "На рекламный постер можно наложить видео, или оформить таким образом стенд", — объясняет создатель проекта Павел Бурак.
Сервис предназначен для малого и среднего бизнеса. На рынке присутствуют два главных конкурента: Layar и Artoucher.
Ознакомиться с идеей и бизнес-планом проекта можно здесь, скачав презентацию стартапа. В проект вложено 3,5 млн рублей. Команда ищет 4 млн рублей на доработку продукта, тестирование рекламных каналов и маркетинг. Стартап обязуется вернуть вложения за 2 года в трехкратном размере. Инвестору предлагается 10% компании. Создатели стартапа — владельцы веб-студии по разработке ПО и компании — производителя кальянов.
Многие члены жюри не увидели преимуществ проекта перед конкурентами. "Проектов с дополненной реальностью много, поэтому так важно было, чтобы стартап объяснил, чем отличается от конкурентов. Например, показал какое-нибудь видео, статистику или картинки", — обратилась к стартапу Мария Евневич, член совета директоров "Максидом".
"Непонятно, будет ли это вообще востребовано рынком, — обратился к стартапу Андрей Добрый, владелец интернет-компании PDG. — На апробацию люди хотят получить 4 млн рублей. Я думаю, это можно сделать на меньшие деньги: закрутить свое приложение, функции и попытаться доказать инвесторам, что это будет работать".
"Модная тема и очень увлеченный своей темой предприниматель, вот что меня зацепило. Дальше — хуже: маркетинг проработан слабо. Конкурентные преимущества относительно других приложений AR не ясны. Схема монетизации не раскрыта: зачем платить за каждый показ, если есть масса бесплатных приложений AR?" — отметил Дмитрий Степанов, президент холдинга "Продовольственная Биржа". Анатолий Поляновский, совладелец "Охта Групп", также отметил непроработанность проекта и непонятные условия для инвестора.

Эндоскопическая указка для операций

Вторым на "Бирже стартапов" №38 выступил Глеб Сигал с инновационным изобретением, которое позволяет точно определять положение органов, сосудов, границ опухоли и месторасположение хирургических инструментов во время проведения эндоскопической операции. Посмотреть презентацию проекта Endo можно здесь. В проект вложено 500 тыс. рублей, проведена одна операция с помощью указки. "Во время исследования пациента ему делается компьютерная томография, врач в любое время операции может взять указку, направить ее на то место, которое у него вызывает сомнения, и увидеть, с чем же конкретно ему предстоит работать," — рассказывает об изобретении создатель указки.
Целевая аудитория его проекта — онкологические центры и исследовательские институты. В команде четыре человека, в том числе разработчик и два хирурга-онколога. Стартап ищет 10 млн рублей на доработку, тестирование и маркетинг, предлагая инвестору 70% компании. Окупаемость проекта, по расчетам основателя, составит 5 лет. По словам основателей, в 2028 году инвестор получит 30 млн рублей чистой прибыли.
"Мы предлагаем продавать нашу указку за 70 тыс. рублей разово частным клиникам и онкологическим центрам и выдавать подписку 20 тыс. рублей, благодаря которой проект будет поддерживать клинику, обучать ассистентов и врачей, развивать продукт", — добавил представитель проекта.
"Визуально красивый проект. Если они сделают инновационный продукт, который лучше всего на рынке — их с удовольствием заберут и в США, и в Японию, и в Германию. Вопросы в оценке востребованности продукта и что они действительно сделали, а это могут оценить только специалисты", — выслушав выступление основателя проекта, отметил перспективы проекта Андрей Добрый, владелец интернет-компании PDG. Так же он отметил, что стартап может найти своего инвестора.
Не согласился с ним Александр Кашин, председатель совета директоров холдинговой компании "ЭГО-Холдинг". "Вряд ли стартап найдет своего инвестора: в хирургии важна точность. Как инвестор, я понял бы, если стартап ищет деньги, чтобы скорректировать погрешность в 3 мм. Но было объявлено, что иногда инструмент показывает неточность в 3 см. Это недопустимо для хирургии и перекрывает все сильные стороны стартапа", — заявил он.
"Мы ежедневно работаем над точностью нашего миниатюрного устройства. Деньги нам нужны на подбор более качественных деталей, чтобы избежать погрешностей и ввести указку в массовое производство", — пояснил представитель стартапа.
Аркадий Теплицкий, вице-президент холдинговой компании "Адамант", отметил, что врач и бизнесмен — это две разные специальности, и нейрохирург не может выступать с точки зрения предложения по бизнесу. "Такой человек должен иметь рядом с собой бизнесмена, который будет уже с точки зрения математики, бизнеса и экономики обсуждать вложения инвестиций", — посоветовал он.

Сервис для эффективного ведения соцсетей

Неоднозначную реакцию у жюри вызвало выступление Константина Вендерова, который представил инвесторам сервис Super SMM. Стартап позволяет бизнесу централизованно управлять всеми соцсетями, используемыми для продвижения компании. Снижает издержки на ведение соцсетей, повышает эффективность от них, предоставляет статистику просмотров и аналитику. По словам создателя стартапа, Super SMM экономит 40% времени на управление соцсетями.
"Мы можем дать клиентам все инструменты других сервисов, которыми можно будет пользоваться не выходя из соцсетей, ему больше не нужно устанавливать настройки для различных элементов, проходить сложные регистрации, открывать сотни вкладок и устанавливать множество программ", — рассказывает о преимуществах сервиса Константин Вендеров.
В команде проекта девять человек, в том числе пять программистов, два web-разработчика и дизайнер. Подробнее о проекте можно узнать здесь.
Команда ищет 24,4 млн рублей тремя траншами. Первый, в 1,4 млн рублей, позволит ускорить разработку продукта в 4 раза и запустить полную версию для массовых продаж. По расчетам руководителя стартапа, инвестор получит вложенные деньги в пятикратном объеме через 2 года.
Большинство членов жюри отметили, что создателю проекта не удалось донести идею стартапа. "Я более продвинутый пользователь, чем мои коллеги. Но я все равно не поняла, что именно вы хотите продать мне как юридическому лицу, физическому лицу", — обратилась к проекту постоянный член жюри Мария Евневич.
Поддержал ее и Александр Кашин. "Мне очень понравилось выступление, но я ничего не понял. Для не особо грамотных сложно ухватить суть, но я чувствую, что там что-то есть".
"Нужно уметь доступно объяснить свою идею человеку, который ничего в этом не понимает. Тут дело либо в презентации, либо в самом продукте", — присоединился к коллегам Дмитрий Степанов, президент холдинга "Продовольственная Биржа".
"Я очень заинтересовался этим проектом. К нему скептически отнеслись, хотя участник очень продвинутый, на мой взгляд. Очень хорошо говорит, — поддержал проект Аркадий Теплицкий. — Он объяснил свою идею с точки зрения, как рекламодателю максимально быстро передать свой контент, а я увидел в этом совсем другое — как облегчить задачу пользователю. Мне идея понравилась, я дал ему свою визитку".

Комплекс по выращиванию и сбыту грибов вешенка

Внимательно инвесторы слушали выступление Валерия Ильина. На суд жюри он представил производство грибов вешенка. У команды стартапа в собственности есть несколько участков в Псковской области, где она по собственной уникальной технологии планирует построить производство грибов вешенка мощностью 1,7 тыс. тонн в год. Подробности проекта здесь.
"Рынок по вешенкам и вообще по свежим грибам в России не сформирован, поэтому его потенциальные объемы огромны", — заметил представитель стартапа.
В проект уже вложено 15 млн рублей. Запуск производства намечен на весну этого года. По данным бизнес-плана, производство позволит выйти на годовую прибыль в 117 млн рублей. Проекту требуется 150 млн рублей инвестиций. Это позволит стартапу получить финансирование от Сбербанка и Россельхозбанка в размере 500 млн рублей, построить и запустить производство. Инвестиции стартап начнет возвращать со второго года после получения в течение 5 лет.
Инвесторы оценили и саму идею, и опыт, и лидерские качества бизнесмена, который планирует развивать проект. "Я был поражен подготовленностью участника. Абсолютно четкое ориентирование в строительных, экономических и банковских бизнес-процессах. Человек понимает, что он предлагает делать, зачем и почему. Это было достаточно профессионально, — поддержал участника Аркадий Теплицкий. — Своего инвестора он найдет, но не таких условиях, как он думает. Ему нужен не просто инвестор, а человек, который сможет со своим опытом изменить или дополнить схему, которая сегодня представлена".
"Инициатор стартапа имеет абсолютное понимание технологической стороны проекта, однако ему стоит проработать маркетинговую стратегию идеи. Плясать от производства в этом случае — провальный подход на современном рынке, нужно исходить из потребностей сетей, начать с разработки каналов сбыта, договоренности с дистрибьютерами, — предостерег стартап Дмитрий Степанов, президент холдинга "Продовольственная Биржа". — Кроме того, однозначная ошибка стартапа — это монопродукт. Стартапу нужно выходить на диверсификацию, тогда в проекте появляется суть", — посоветовал он.
"Это слишком длинно, особенно для России: у нас все нестабильно, так что 5-6 лет — это запредельные горизонты для таких проектов", — заметила Мария Евневич. Ее поддержал Александр Кашин, который посоветовал проекту разворачивать производство в меньших масштабах. "Реальная польза для инвестора в лучшем случае начинается где-то на 11 год. А вкладываться с получением дохода через 11 лет в России очень сомнительно. Кроме того, стоит расширить номенклатуру выпускаемого продукта, тогда бизнес станет гораздо привлекательнее за счет снижения различных рисков", — добавил он.
Дмитрий Степанов усомнился в правильности расчета цены грибов. "У меня 200 магазинов, и никакого дефицита с вешенками я не испытываю несколько лет. Специально нашему коммерческому директору задал вопрос: у нас закупка вешенки стоит 127 рублей по вчерашнему дню. Мне непонятно, почему я должен покупать их у вас за 150 рублей, а не у проверенного поставщика" — заявил он.
"За такую сумму можно построить майнинговую ферму, и это будет менее рискованно", — отметил Андрей Добрый, владелец интернет-компании PDG.
Нейроимплант для восстановления поврежденных нервов.

Хирургу на заметку

Затем жюри "Биржи стартапов" был представлен прибор, изобретенный врачом-нейрохирургом. Его собственная технология лечения позволяет изолировать поврежденный нерв у пациента, восстановить его и ускорить реабилитацию. На разработку нейроимплантанта (полимерная трубочка) ушло 4 года, проведены лабораторные и клинические исследования на кроликах. Свою продукцию стартап планирует продавать через систему госзакупок и региональных дилеров.
"Данная трубочка имеет все необходимые устройства, которые помогают правильно и эффективно восстанавливать периферические нервы. Она вносится в место повреждения и стимулирует регенерацию. И добавлены специальные устройства для нейрохирурга", — рассказывает о проекте представитель стартапа.
Команда прокта ищет 4,5 млн рублей в два транша: 1,5 млн рублей и 3 млн рублей. Инвестору предлагается 25% компании. Проект готов поддержать Фонд содействия инновациям: при наличии инвестора фонд, по словам Артура Магасова, готов вложить еще 3 млн рублей. Детали проекта можно узнать здесь.
"Для каких нервов можно использовать нейроимплант?" — уточнил Дмитрий Грозный, исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург".
"Любые периферические нервы, которые проходят в конечностях, в основном руки и ноги", — пояснил создатель проекта.
Перспективность проекта отметил Анатолий Поляновский, совладелец "Охта Групп". "Проект может получить широкое распространение, если это действительно новая и уникальная технология, как заявляет автор. Я думаю, он найдет своего инвестора", — заявил он.
"Это интересно и востребовано, но нужно поработать над презентацией", — посоветовал Александр Кашин.

Глоток кислорода

Особое внимание жюри вызвал проект "Pro Кислород", который появился на рынке в 2016 году. Команда стартапа разработала аппарат, позволяющий дышать кислородосодержащими смесями. Подробности можно узнать тут.
На изготовление первого прототипа ушло 300 тыс. рублей за полгода. Идею команда подсмотрела в Японии: автоматы с кислородом появились на японских улицах в 1970-е годы. Сегодня в стартап вложено более 5 млн рублей.
У компании есть патент на изобретение и продажи: 10 аппаратов расположены в клубах разных фитнес-сетей, в том числе Olymp и V7. Они помогают занимающимся в зале быстрее восстанавливаться после тренировок, увеличивают работоспосность, выносливость. Улучшают здоровье. Стартап ищет 10 млн рублей, предлагая инвестору 20% компании. "ДП" впервые написал о компании "Второе дыхание", в рамках которой и был разработан этот стартап, в январе 2018 года.
Абсолютно все инвесторы поддержали проект. Александр Кашин пригласил представителей стартапа на личную встречу. "Если будут какие-то более разумные предложения для инвестора, проект имеет право на жизнь. Причем как человек, который постоянно находится в спортивной сфере, должен отметить, что выбранный сегмент, фитнес-залы, это огромный рынок, на котором такая новинка будет востребована", — объяснил инвестор.
"Это неисследованный рынок, но достаточно глубокий, и там можно много чего сделать и найти потребителя. Это действительно было бы интересно и для спортивных клубов со стороны спорта, и со стороны офисных сотрудников, если учесть, что кислород может заменить кофе, — поддержала жюри Вероника Пушкина — управляющий проектами инвестиционной дирекции банка "Санкт-Петербург". — Однако стоит вложить огромные средства в исследование рынка и в маркетинг, поскольку общественность, так же, как я, не осведомлены о такой новинке и ее пользе, необходимо возбудить потребность в человеке в этом аппарате", — добавила она.
Симпатию к проекту высказала и Мария Евневич, однако указала на ошибки в ценообразовании. "Я не вижу там денег при стоимости 100 рублей за один подход. Это и обслуживание аппаратов, и амортизация, и одноразовые расходники, и продвижение, и маркетинг. Может быть, люди готовы платить больше?" — обратилась Мария к стартапу.
"Данный рынок достаточно перспективен, и я убежден, что при правильной подаче и достаточно серьезных маркетинговых вложениях проект может выстрелить, — выразил общее мнение жюри Дмитрий Степанов, президент холдинга "Продовольственная Биржа". — Но я не верю в их оценку рынка и в заявленную оценку возврата инвестиций. Если просчитать все правильно, то проект серьезно ухудшится по финансовым параметрам, однако останется привлекательным для некоторых инвесторов", — пояснил он.
Деньги и осмысление
"Медицинские проекты интересные и социально значимые, организационная история, в том числе клинические испытания, длиннее и дороже, чем обозначено в бизнес-планах" — предупредила стартапы Мария Евневич, член совета директоров "Максидом".
"Все идеи, кроме вешенок, сыроваты, но в этом и интерес, — отметил Аркадий Теплицкий, вице-президент холдинговой компании "Адамант". — Стартап думает, что приходит только за деньгами, но они должны еще прийти за советом и осмыслением, потому что при их инновациях, при молодых и новых им полезен опыт уже устоявшихся бизнесменов на рынке, с опытом восприятия желаний покупателя (мы очень хорошо научились чувствовать, а что же нужно нашим покупателям)".
"Все проекты, за исключением кислорода, имеют большой срок окупаемости. 5-6 лет окупаемости — срок для действующего проекта. Все стартапы должны конкурировать с тем, что уже есть на рынке. Стартап — это риск, а значит, срок окупаемости не должен превышать 2 лет", — заключил Анатолий Поляновский, совладелец "Охта Групп".
В жюри мартовской "Биржи стартапов" были:
1. Кашин Александр Леонидович — председатель совета директоров холдинговой компании "ЭГО-Холдинг"
2. Анатолий Поляновский — совладелец "Охта Групп"
3. Теплицкий Аркадий Юрьевич — вице-президент холдинговой компании "Адамант"
4. Степанов Дмитрий Владимирович — президент холдинга "Продовольственная Биржа"
5. Евневич Мария Александровна — член совета директоров "Максидом"
6. Андрей Добрый — владелец интернет-компании PDG
7. Вероника Пушкина — управляющий проектами инвестиционной дирекции банка "Санкт-Петербург"
8. Смирнов Артемий Игоревич — главный редактор газеты "Деловой Петербург"
9. Грозный Дмитрий Валерьевич — исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург"
10. Рыжкова Дарья — редактор газеты "Деловой Петербург"
Следующая "Биржа стартапов" пройдет 20 или 27 апреля. Заявки от проектов "ДП" принимает до 14 апреля на почту anastasia.zhigach@yandex.ru В заявке надо указать название проекта, контактный телефон, ФИО и возраст руководителя, краткое описание проекта, год запуска проекта, есть ли продажи, сумму необходимых инвестиций, предлагаемый за них процент компании, время, за которое стартап планирует вернуть деньги, и сумму, которую в итоге заработает со стартапом инвестор.
Пример заявки: Проект Ивана Ивановича Иванова (27 лет) "Иванов навсегда", уникальная разработка, производство и продажа чипсов из огурцов. Запустились в 2015 году, продажи есть. Ищу 30 млн рублей за 25% компании на увеличение мощности производства чипсов. Инвестор вернет вложенные деньги через 2 года в двойном объеме. Телефон.