17:3223 марта 201817:32
415просмотров
17:3223 марта 2018
Не так давно было принято считать, что советская эпоха обозначила разрыв с традициями дореволюционной культуры. Модернизм был вытеснен соцреализмом и был возможен как неофициальное, по–советски говоря, самодеятельное искусство. Так думали долго, но последнее время тоталитарную эпоху даже в самых официозных ее проявлениях считают элементом традиции, а не невидалью, каких не знал свет. Всё в ней — эхо модернизма: от обложек пластинок и пачек папирос до музеев Ленина и производственного романа.
Выставка в Мраморном "В поисках современного стиля. Ленинградский опыт" открывает одну из страниц истории советского искусства — возвращение конструктивизма и других авангардистских направлений в годы оттепели.
Хрущевская эпоха ушла от помпезности сталинского ампира. Жизнь вернулась в обычное русло, и искусство заговорило на языке повседневности. Теперь этот период называют советским модернизмом — тема модная, особенно в Европе и США.
В Русском представлена его ленинградская версия. Тут есть что посмотреть. Например, макет "Разорванного кольца" Константина Симуна — одного из лучших памятников войне и классики советского минимализма, пусть это едва ли не единственная минималистская монументальная скульптура в СССР. ТЮЗ Александра Жука и телебашня у Кантемировского моста Владимира Васильковского — гимн ар–деко в его конструктивистском изводе. Застройки 1960–х в районе моста Александра Невского, Средней Рогатки или на Охте тоже воскрешают в памяти воспоминания о 1920–х годах.
В живописи и графике модернистский дух оттепели воплощают работы Бориса Ермолаева, живописавшего спортсменов и праздничный Невский с неискоренимой любовью к фовизму и экспрессионизму. Что говорить о родоначальниках нонконформизма Александре Арефьеве и Рихарде Васми — учениках раннесоветских авангардистов? В промышленном дизайне, в искусстве плаката, в текстилях читается то же восхищение Малевичем, Татлиным, Родченко и иже с ними.
Апофеозом же советского модернизма, безусловно, являются детские игрушки скульптора Льва Сморгона, подрабатывавшего дизайнером в 1950–1960–е, и набор для водки "Крепыш" (стаканы плюс графин) — шедевр основателя ленинградской школы художественного стекла Бориса Смирнова.