Дубы и дача. Послевыборные притчи

 

Ментальность нации на вербальном уровне регистрирует язык. Писатель Борис Акунин как–то обратил внимание, что в русском языке у глагола "победить" в единственном числе отсутствует будущее время. "Мы победим" — сказать можно, а вот "я"… — что? В этой ситуации русский скажет "я выиграю", то есть положусь на удачу или на случай. Но не на собственные усилия, которые должны сделать человека победителем. Так же ярко дух народа выражается в "городских легендах", историях без автора, которые появляются ниоткуда, но становятся известны всем, иногда даже создавая вокруг себя особый ритуал общения рассказчика и слушателя.
Одна из таких характерных историй возникла в СССР после войны, была чрезвычайно популярна, нашла отражение в беллетристике. Я сам слышал ее уже в 80–е годы прошлого века, когда, казалось бы, сюжет такой байки должен был потерять актуальность. А вот рассказывали же!
История была такая. Ты знаешь, как (в этом месте следовало имя какого–то культового советского персонажа с имиджем народного героя, обычно упоминали полярника Папанина, иногда это был маршал Рокоссовский) построил себе дачу? На честно заработанные деньги, дважды и трижды повторял рассказчик с подвыванием, Папанин (или Рокоссовский) построил дачу под Москвой. И про это сказали Сталину, заходился рассказчик.
И вот (голос рассказчика начинал звенеть металлом) Сталин спросил Рокоссовского (или Папанина): почему на дачу не приглашаешь? Само собой, тот пригласил политбюро со Сталиным во главе, гости пили–гуляли… А потом Сталин поднял бокал и сказал: "Теперь выпьем за этот новый детский дом, который построил товарищ Папанин (ну или Рокоссовский)!"
Но это еще не финал истории, а только кульминация сюжета.
На этом месте слушателю полагалось вытаращить глаза и сказать примерно следующее: но ведь это же был Рокоссовский (или Папанин). Он же герой! Он построил дачу на честно заработанные деньги!
И вот тут наступала развязка, ради которой история и была придумана. Рассказчик замирал, поднимал палец и вскликивал: "Народ! Рассказывает эту историю! С восторгом!!!"
Восторг, с которым народ рассказывал историю, как главный начальник отобрал у народного героя дачу, построенную на "честные деньги", не просто иллюстрирует, каким народ воображает себе начальство и чего народ ожидает от вождя. В первую очередь эта история о представлении народом собственного будущего. Если уж у маршала или знатного полярника могут одним махом отнять заработанную дачу, то чего ожидать всем остальным? Остается только восторгаться начальником.
Но вот другая история, из другой страны, где ее тоже рассказывают с восторгом. В начале ХХ века в Англии ремонтировали Вестминстер–холл, старейшее парламентское здание в мире. Строили Вестминстер 300 лет, закончили сооружение в XIV веке, а спустя шесть веков выяснилось, что нужно менять колоссальные дубовые стропила. Проблема была вот в чем — для новых стропил требовались трехсотлетние дубы — потому что даже двухсотлетние не подходили по размеру. А дубов, которыми когда–то славилась Англия, в стране почти и не осталось — вырубили дубравы за столько–то лет.
Ерунда, сказал какой–то клерк, сейчас найдем дубы. Надо поднять список поставщиков парламента, который ведется с XI века, и выяснить, откуда брали древесину на стройку Вестминстер–холла. И действительно, нашли имя владельца той самой дубравы и координаты поместья. Теперь узнаем, что с этим поместьем случилось в дальнейшем и как там обстоят дела с дубами.
Узнали, что поместье благополучно переходило от отца к сыну на протяжении семи веков. И главное — там растет роскошная многосотлетняя дубрава, чуть ли не единственная оставшаяся в Англии.
Выяснилось, что хозяин поместья, получив деньги за деревья, срубленные для постройки Вестминстер–холла, приказал высадить саженцы новой дубравы и особо их пометить. Железная логика — когда–нибудь в Вестминстере будет ремонт, понадобятся трехсотлетние дубы, вот тут–то они у нас и найдутся. И в ХХ веке далекий потомок поставщика парламента, отправив партию древесины в Лондон, тут же высадил новые дубы — с прицелом на следующие 300 лет!
Это тоже легенда. Но разница между этими двумя легендами объясняет, почему восторженные "государственники" из России, имея "честно заработанные дачи" под Москвой, предпочитают заодно иметь дворцы в Лондоне. И детей в Лондоне селят.