Илья Попов, финансовый эксперт: Все статьи автора
6 марта 2018, 14:22 353

Беспилотные автомобили. Финансовый эксперт Илья Попов о мировом опыте, перспективах и проблемах внедрения дронов

Илья Попов, финансовый эксперт:

Все выше и выше: зачем вашему бизнесу могут быть нужны дроны

Все выше и выше: зачем вашему бизнесу могут быть нужны дроны

493
Карашаш Ногаева

Беспилотные авто становятся частью обыденной жизни, что приводит к изменениям законодательной базы и уровня безопасности на дорогах. В феврале 2018 года в Калифорнии разрешили движение беспилотных автомобилей без водителя внутри. Передвижение возможно при условии удаленной связи с оператором, готовым подключиться к управлению машиной в критической ситуации, разрешения на такое вождение планируют выдавать со 2 апреля. Аналогичные правила передвижения беспилотных авто уже работают в штатах Невада и Мичиган.

Развитие отрасли

Разработки в области беспилотных автомобилей ведутся в автоконцернах по всему миру: Audi, BMW, Mercedes-Benz, Volvo, Ford, Yaguar, Land Rover, Toyota, Lexus, Nissan. Тестирования проводятся и передовыми IT-корпорациями: Apple, Google, Uber. В США для популяризации "умного" транспорта создана целая коалиция, которая занимается не только разработкой софта, но и проработкой правовых вопросов.

Компания Tesla, один из передовиков отрасли, в феврале также сообщила о подготовке автономной поездки беспилотного электрокара. По словам директора корпорации Илона Маска, тестирование займет не менее 3 месяцев. Все автомобили Tesla оснащены передовым программным обеспечением, что облегчает процесс сбора данных для скорого внедрения беспилотных систем на дороги США.

В жизни управление беспилотным автомобилем скорее напоминает пользование услугами такси. По описаниям одного из участников тест-драйва, после вызова через мобильное приложение машина сама подъезжает к указанному месту. Для разблокировки дверей приехавшей BMW пассажир может использовать сенсорный экран на окне задней левой двери или приложение на смартфоне. Варианты управления автомобилем с пассажирского сиденья ограничены возможностью задать начало поездки, блокировать двери, нажать на клаксон, управлять фарами. По окончании поездки автомобиль направляется в указанную точку для ожидания пассажира.

Тем самым самоуправляемые автомобили способны разгрузить дороги мегаполисов и сделать безопаснее междугородние поездки. В ноябре 2017 года Alphabet Inc. сообщила, что вскоре на дорогах в пригороде Феникса (штат Аризона) протестируют программу пассажирских перевозок на беспилотных микроавтобусах Waymo. Пассажирами станут волонтеры, и этот шаг станет переломным моментом в истории автономных пассажироперевозок.

Преимущества использования беспилотных авто

Дроны помогут сотовым операторам расширить зону покрытия

Дроны помогут сотовым операторам расширить зону покрытия

871
Виталий Алексеев

Беспилотным авто в пассажирских перевозках прочат большое будущее. По прогнозу компании BCG, к 2030 году до 50% всех новых автомобилей, поступающих в продажу, будут работать на электропитании, а каждый десятый купленный автокар будет беспилотным. Специалисты Boston Consulting Group предсказывают, что до 10% объема пассажирских перевозок будут покрывать авто совместного пользования, преимущественно беспилотные. McKinsey Global Institute прогнозирует, что к 2030 году по меньшей мере 15% проданных легковых автомобилей будут автономными.

Как возможная популяризация беспилотных автомобилей повлияет на дорожный трафик и окружающую среду?

Увеличение безопасности на дороге. Если автомобили нового поколения под управлением водителя могут улучшить скорость реакции на появление неожиданного препятствия с помощью автоматического торможения, то беспилотные используют систему датчиков и связи 5G стандарта V2X. Это позволяет прогнозировать пересечение маршрутов участников движения и избегать аварийных ситуаций. По данным на конец 2015 года, в мире насчитывалось 36 млн подключенных к мобильной сети автомобилей. А 82% проданных в 2016 году автомобилей уже были подключены к мобильной сети. По прогнозам ABI Research, технология 5G (именно такая скорость связи необходима для обеспечения полной функциональности системы) к 2025 году поможет объединить 67 млн автомобилей, 3 млн из которых будут автономными.

Защита окружающей среды. Беспилотные электрокары не вырабатывают вредных для экологии газов, тогда как примерно 24% выбросов в США происходит от легковых авто и грузовиков — а это почти 1,7 млрд тонн ежегодно. Автомобили с гибридными двигателями выбрасывают в атмосферу на 10-15% меньше вредных веществ, чем авто с ДВС.

Отдых водителя. Вместо вождения человек может заняться другими делами: работать, отдыхать, общаться.

Повышение эффективности транспортной системы. Используя массивы данных о загруженности дорог, беспилотный автомобиль может выбрать оптимальный путь. После высадки пассажира автономная машина не займет парковочное место на шоссе или дороге, а вернется на постоянное место или уедет на ближайшую парковку. Это позволит избавиться от пробок на дорогах и в целом уменьшит время следования до конечной точки.

Возможные проблемы, связанные с беспилотниками

В популяризации беспилотных автомобилей одинаково заинтересованы частные автовладельцы, транспортные компании и власти "умных" городов. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что не все готово к повсеместному использованию автомобилей-роботов.

Таксисты и водители боятся массовых увольнений. Но в Uber и Lyft уверены, что в ближайшее время распространение автономных такси не приведет к сокращениям.

Необходима повсеместная адаптация трасс и городских дорог (обеспечение сетями 5G, Wi-Fi, установка считывающих сенсоров). Для сетей нужно выбрать и закрепить защищенный диапазон частот.

Остро стоит вопрос защиты личных данных водителей: автомобили должны быть "умными" без риска разглашения, кто конкретно и куда передвигается.

Инфраструктура и регулятивная база нуждается в доработке. На данный момент известно о проектах и единичных случаях легализации движения беспилотных автомобилей. Так, в Великобритании созданы проекты законов по автономному автострахованию, разработаны кодексы практических испытаний беспилотных авто и уже есть судебные прецеденты.

Резюмируя вышесказанное, наибольшую готовность можно наблюдать в области технологических достижений. Теперь дело за регуляторами и инфраструктурой, страхователями и общественным одобрением. На данный момент мировой рынок фактически не готов принять беспилотные автомобили, но спустя всего 10 лет ситуация может измениться.

Новости партнеров
Реклама