Ожидаемое повышение тарифов с 1 июля 2018 года для разных потребителей и типов ресурсов составит от 3,2 до 12%

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Ожидаемое летом повышение тарифов на энергоресурсы не по всем позициям поместится в прогнозные цифры по инфляции. Цены в текущем году вырастут менее чем на 4%, а рост некоторых тарифов с 1 июля достигнет 12%.

В ходе опроса энергоснабжающих организаций Петербурга и анализа нормативных документов "ДП" выяснил, что ожидаемое повышение тарифов с 1 июля 2018 года для разных потребителей и типов ресурсов составит от 3,2 до 12% (см. таблицу).
Как поясняют в комитете по тарифам Петербурга, на практике тарифные ставки дифференцируются на ставки для физлиц и юрлиц — для групп "Население" и "Прочие потребители". То есть в комитете не разделяют юрлиц на промышленные предприятия, бюджетные организации или организации малого, среднего и крупного бизнеса (банки, гостиницы, рестораны, парикмахерские и т. д.). Все это — "Прочие потребители".
Кстати, рядовые граждане Петербурга традиционно оказываются более защищены от роста тарифов, чем юрлица. "Предельные тарифные ставки для населения и приравненных к ним групп потребителей устанавливаются ФАС России", — констатируют специалисты "Ленэнерго". "При установлении тарифов для группы "Население" орган регулирования обязан соблюдать ограничение роста тарифов, устанавливаемое индексом платы граждан за коммунальные услуги, — уточняют в "Водоканале Санкт–Петербурга". — Для тарифной группы "Прочие потребители" ограничения не установлены".
Эти ограничения установлены правительственным постановлением от 30.04.2014 № 400. И в комитете по тарифам с гордостью подчеркивают, что рост тарифов поступательно замедляется — с 9,5% в 2015 году до 6% в первой половине 2018 года и 5% — во второй. Здесь следует уточнить, что суммарная плата на коммунальные услуги не должна превышать указанный индекс изменения. И если внутри тарифной линейки один параметр все–таки станет этот индекс превышать, это должно быть компенсировано снижением других показателей.
Повышение тарифов на ресурсы в текущем году произойдет не с Нового года, а с июля, но параметры повышения становятся известны заранее. "Все тарифные решения на 2018 год приняты до 1 января 2018 года и не могут быть изменены, — поясняют в "Ленэнерго". — Исключения к этому правилу также прописаны в законодательстве. Это могут быть постановления правительства РФ, решения суда и т. д.".

Тарифное разнообразие

Юрлица в Петербурге потребляют электричества больше, чем физлица. На долю первых приходится 71,7% потребления, что в минувшем году составило 13 746,19 млн кВт•ч. При этом в "Ленэнерго" все–таки выделяют из общего спроса промышленное потребление. "Если речь идет о крупных потребителях, то можно выделить промышленных потребителей с мощностью 10 МВт и более — это 9% от общего объема потребления по группе "Прочие потребители", — уточняют в компании.
А в комитете по тарифам подсказывают, что цены на электрическую энергию (мощность) еще с 1 января 2011 года для юрлиц являются свободными и не подлежат государственному регулированию.
Соответственно, в справочных материалах указан лишь прогнозный показатель.
В то же время цены на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, регулируются. Так, согласно распоряжению комитета от 27.12.2017 № 250–р, одноставочный тариф с 1 июля повысится с 4,32 до 4,53 руб. / кВт•ч.
На долю юрлиц приходится 33,4% отпускаемого в городе тепла. Это 12 784,08 тыс. Гкал. При этом услуги по поставке тепла на местном рынке оказывает не один поставщик, и тарифы у всех разные. Например, АО "ТГК–1", доля которого на рынке тепловой энергии Петербурга составляет около 50%, для населения с 1 июля назначило одноставочный тариф 1745,86 руб. / Гкал. А для организаций — от 1075,55 руб. / Гкал.

Газ зависит от ФАС

К полномочиям регионального комитета по тарифам отнесено установление розничных цен на реализуемый населению газ. В его документах говорится, что 1 июля 2018 года цена на природный газ повысится с 5,97 рубля за 1 м3 до 6,18 рубля. "Средний размер платы за содержание жилого помещения гражданина, проживающего в газифицированном многоквартирном доме (в квартире, оборудованной газовой плитой), с 01.07.2018 составит 31,32 руб. / м2 в месяц, что на 1,27 руб. / м2 (4,2%) в месяц больше действующего размера платы", — подсчитали в городской администрации.
Но в Петербурге на население приходится очень небольшая доля потребляемого газа. В минувшем году юридические лица потребили 93,6% поставляемого в город природного газа, то есть 9,5 млрд м3. Но, уточняют в комитете, "цена на газ для "Прочих потребителей" формируется из составляющих, устанавливаемых на федеральном и региональном уровнях".
Так, решение об индексации цен на газ для промышленности с 1 июля 2017 года Федеральная антимонопольная служба РФ приняла только 21 июня 2017 года.
Тарифы ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" на питьевую воду, техническую воду и водоотведение установлены распоряжением комитета от 27.11.2015 № 379–р. "В соответствии с данным распоряжением рост тарифов для тарифной группы "Прочие потребители" со второго полугодия 2018 года (с 01.07.2018) составит 12%", — уточняют в компании. При этом годовое потребление юрлицами услуг по водоснабжению достигло 263 923,92 тыс. м3, что составило 52,6% от всего объема. А по водоотведению — 169 497,00 тыс. м3 и 34,1%.

Деньгина модернизацию

Главным обоснованием роста тарифов традиционно служит изношенность инфраструктуры, через которую ресурсы поставляются потребителям. На текущий момент комитетом по тарифам утверждены инвестиционные программы 20 регулируемых организаций: восемь — в сфере электроэнергетики, девять — в сфере теплоснабжения и три — в сфере водоснабжения и водоотведения. И основным тарифным источником финансирования программ являются амортизационные отчисления.
Модернизация инфраструктуры включает в себя не только замену старых проводов и труб, но и преобразование их в "умные сети". Так, в Национальном объединении СРО в области энергетического обследования (НОЭ) указывают, что сейчас отрасль стоит на пороге массового внедрения дистанционных устройств передачи данных.
"Энергоснабжающим организациям необходимо получать подлинные данные об объемах потребления, и именно они выступают лоббистами нормативных правок с требованиями внедрения систем контроля", — рассказывает заместитель руководителя аппарата НОЭ Галина Донских. В частности, сейчас в Росстандарте на регистрации находится разработанный "Россетями" ГОСТ, посвященный протоколу передачи данных электрической энергии, и, скорее всего, он будет принят в этом году.
Одной из проблем ЖКХ является то, что законодательство не допускает использования современных решений. Например, огромного числа наработок в нанотехнологиях. На конкурсах между подрядчиками идет игра на понижение цены. В результате жизненный цикл выбранного "по дешевке" решения резко сокращается. Скупой платит дважды. Это уже вопрос не только жилищной политики, это острейшая системная проблема. В Ассоциации водоснабжения или в Фонде содействия реформированию ЖКХ мне говорят: мы все прекрасно понимаем, но ничего предпринять не можем. На аукционе, согласно законодательству, побеждает заявка с самой низкой ценой.
Галина Хованская
Председатель Комитета Госдумы Рф По Жилищной Политике И Жкх
Рост тарифов на электричество или газ в Петербурге планируется в пределах дефлятора, установленного Минэкономразвития РФ в размере 5–6%. Но "Водоканал" пытается увеличить тарифы на водоснабжение на 12%, что недопустимо. Это негативно скажется на росте индекса промышленного производства, который, кстати, растет последние 28 месяцев. Поэтому в рамках Межведомственной комиссии при губернаторе Петербурга по работе с естественными монополиями, которую я возглавляю, сейчас это решение оспаривается.
Михаил Лобин
генеральный директор, первый вице–президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга