Дерипаска – на выход. Промышленный эксперт Леонид Хазанов о том, почему с уходом Олега Дерипаски с постов президента En+ Group и «Русала» для потребителей мало что изменится

Миллиардер Олег Дерипаска покинул пост президента En+ Group. В марте его должен заменить генеральный директор компании Максим Соков, сообщает агентство ТАСС. Ранее в пятницу стало известно, что Дерипаска также ушел в отставку с поста президента алюминиевой компании «Русал».

Леонид Хазанов, промышленный эксперт:
Скандал с участием Анастасии Рыбки и олигарха Олега Дерипаски потихоньку стал уходить в тень, между тем в «Русале» произошли любопытные изменения: Олег Владимирович покинул пост президента, уступив место Владиславу Соловьеву, который ранее был генеральным директором «Русала». Соответственно, на должность генерального директора «Русала» была назначена Александра Бурико, отвечавшая за финансы компании.
С историей с Рыбкой отставка Дерипаски, скорее всего, не связана, хотя, конечно, она свела на нет все усилия по формированию его образа умудренного жизнью промышленника, не боящегося критиковать политику Банка России.
И вроде бы нет взаимосвязи с «кремлевским докладом» Министерства финансов США, хотя включение в него Дерипаски — своего рода черная метка, после нее подконтрольным ему компаниям явно будет сложнее привлекать средства на внешних рынках, а возможности для этого в России ограниченные.
Судя по всему, Олег Дерипаска просто решил сконцентрироваться, как сейчас модно говорить, на стратегическом управлении. Но вот есть вещи, на которые мало кто обратил внимание.
Назначенные на высокие посты Владислав Соловьев и Александра Бурико — люди, разумеется, хорошие и сильные профессионалы. Однако, во-первых, судя по их биографическим справкам (размещенным на сайте «Русала»), на реальном производстве им не довелось трудиться (скажем, работать на фрезерном станке, закручивать гайки на конвейере), во-вторых, вышли они оба из консалтинга, в-третьих, они будут заниматься лишь оперативным менеджментом «Русала» и не более того.
Справедливости ради отмечу, что за последние 15 лет стратегия «Русала» не демонстрировала крепкой выдержки: то «Русал» собирается строить магниевый завод в Волгоградской области, то алюминиевый в Саратовской (что-то их не видать), то организует Институт легких материалов и технологий (хотя у него есть ВАМИ), то идет в даунстрим, решив объединить имеющиеся у него предприятия по выпуску алюминиевой фольги, порошков и колесных дисков.
Кстати, о дисках. В апреле прошлого года «Русал» объявил о приобретении доли в уставном капитале литейно-механического завода «Скад», в ноябре — в компании «КиК». Речь идет о двух крупных производителях колесных дисков в России. Осталось приобрести еще третьего — «Азов-Тэк», и мы фактически получаем монополиста на рынке автомобильных дисков из алюминиевых сплавов.
Впрочем, мы отвлеклись. Так вот, с уходом Дерипаски с поста президента «Русала» ничего для российских клиентов не изменится. Как отгружал «Русал» им алюминий по ценам выше котировок London Metal Exchange (LME), так и будет отгружать. Только LME находится на Туманном Альбионе, тогда как отечественные потребители — в матушке России. Спрашивается: почему наши заводы по выпуску алюминиевых профилей и проката должны покупать алюминий дороже, чем в Великобритании? Где поддержка российских производителей алюминиевых полуфабрикатов и реального потребления крылатого металла?
Спору нет, в декабре 2014 года «Русал» объявил о запуске программы снижения цен для отечественных потребителей. Дословно в его пресс-релизе было сказано: «Для поддержки существующих потребителей алюминия и привлечения инновационных технологий «Русал» предоставит скидки от 5 до 15% на новые виды катанки из алюминиевых сплавов для производства высокотехнологичных электрических проводов; алюминиевые литейные сплавы, используемые в производстве автокомпонентов; алюминий высокой чистоты, применяемый в том числе в электронной и авиационной промышленности. Кроме того, с целью дальнейшего расширения области применения алюминия и поддержки среднего и малого бизнеса в России «Русал» готов предоставить дополнительные скидки до 3% отечественным покупателям продукции, используемой для производства строительных конструкций и профилей под долгосрочные контракты сроком более года».
Прекрасная инициатива... Тем не менее скидки, мягко говоря, маловаты. Что такое 3% для предприятий по выпуску строительных профилей? Мизер. 20-25% — это было бы серьезно, это уже настоящая поддержка. Да и с тех пор «Русал» не сообщал, кому конкретно какие скидки были даны, не припомню подобного.
Поэтому кто бы ни был президентом и генеральным директором «Русала», для его клиентов в ближайшее время вряд ли наступят кардинальные изменения.
Не пора ли Олегу Владимировичу обратить на них свое внимание?