От рисунка до стройки: как за год организовать успешный дизайнерский бизнес

Кристина Дмитрова в ресторане "Альпенхаус"
Автор фото: Архив "ДП"
Кристина Дмитрова в ресторане "Альпенхаус"
Автор фото: Архив "ДП"

 

Кристина Дмитрова рассказывает, что собственный бизнес — дизайн–студия Enviso — был для нее естественным шагом, получился почти сам собой. По образованию Кристина дизайнер–архитектор, получив опыт работы по найму, она решила зарегистрировать ИП.
Стартовый капитал составил менее 100 тыс. рублей и пошел на покупку техники. Окупились они через 3 месяца работы, затем предпринимательница арендовала офис площадью 55 м2 на Васильевском острове. За первый год работы компании выручка составила более 4 млн рублей. Кроме самой Кристины в штате работают арт–директор, двое визуализаторов и двое дизайнеров.
За это время компания выполнила несколько крупных заказов, в том числе офис в Москве площадью 850 м2, апартаменты в Москва–сити, несколько частных домов в Комарово и Гатчине. А один из последних проектов — ресторан "Альпенхаус" владельцев "Карла и Фридриха" на Крестовском острове на 2 тыс. мест. Для заказчиков компания делает весь дизайн — от обсуждения и проекта до закупки мебели и работы со строительными подрядчиками. Кристина Дмитрова рассказывает, что почти всех заказчиков компания получает благодаря участию в выставках, профессиональным контактам и знакомствам. "Поэтому мы не делаем впустую ни одного коммерческого предложения, все заканчиваются сделкой, — говорит она. — При работе с неподготовленными клиентами, которых приносит реклама, много предложений пропадают, а они тоже стоят денег". Но такой формат ограничивает рост фирмы, поэтому в перспективе владелица собирается покупать рекламу в основном в Интернете.
При этом, добавляет предпринимательница, работа с малой фирмой вовсе не отпугивает крупных заказчиков. Главное — зарегистрировать юрлицо и иметь фотографии уже готовых проектов, а не только визуализацию проектов (3D–проект дизайна помещения, его делают до начала строительства). "На некоторых проектах мы работали уже после других компаний: третьими, четвертыми, — говорит Кристина. — Конкуренция на рынке огромная, и выбор часто зависит от доверия. А фотографии говорят как раз о том, что проекты завершились благополучно".
Работать на этом рынке выгоднее именно с общественными пространствами, то есть в b2b–секторе. А сложнее всего, говорит Дмитрова, когда заказчик сомневается или просто не знает, чего хочет. "Например, в "Альпенхаусе" такого не было: мы очень быстро согласовали интерьер. Но зато очень сложно было работать с подрядчиками: это была гонка по срокам, еле выполнимый дедлайн, у строителей не было времени думать, и они перебрасывали друг другу все сложные решения".

Конкурентный дизайн

Сейчас в Петербурге более 100 компаний, которые занимаются дизайном интерьеров. Их основные заказчики — рестораторы, ежегодно в городе открывается около 300 новых заведений общепита, есть компании, которые специализируются только на ресторанах. Например, владельцы фирмы Gastronorma, которые отмечают, что их лучшие клиенты — начинающие предприниматели. Среди крупных игроков дизайн–рынка — компании "Рубин", "Атрум" и другие. Кроме рестораторов выручку им приносят застройщики жилья, бизнес–центров и других общественных пространств. В итоге объем рынка оценивают не менее чем в 15 млрд рублей.