Кому поможет реформа проектного финансирования

 Минфин и Центробанк РФ планируют отказаться от требований к уставному капиталу банков, которые будут кредитовать застройщиков в рамках проектного финансирования, и уже готовят соответствующие изменения в закон. Об этом в начале февраля сообщил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Юлия Гордеева, cтарший аналитик Sberbank Investment Research:
По его словам, из документов, связанных с финансированием жилищного строительства с участием дольщиков, будут убирать требования к размеру капитала банка. Взамен предполагается более активно использовать рейтинги кредитных учреждений.
Инициатива, на наш взгляд, скорее вынужденная. Уровни текущего финансирования застройщиков в рамках банковской системы действительно малы в сравнении с финансированием, предоставляемым дольщиками. Банков же, которые смогут заместить это финансирование, с каждым годом становится меньше, и не все согласятся существенно увеличивать финансирование застройщиков, пусть даже и по схеме проектного финансирования, тем самым увеличивая долю выданных кредитов в строительный сектор — один из лидеров по просроченной задолженности и один из наиболее рискованных секторов экономики в свете грядущих законодательных изменений.
В то же время застройщиков нельзя сейчас оставить без финансирования и оборотного капитала — это грозит куда более значительными проблемами обманутых дольщиков, чем мы имеем на сегодняшний день. Поэтому инициатива Госдумы, ЦБ и Минфина понятна: они хотят разрешить более широкому кругу банков принять участие в проектном финансировании застройщиков, рассредоточив очереди строителей в десяток крупнейших банков страны, где не все застройщики пройдут жесткий отбор.
Это, с одной стороны, позволит более широкому кругу застройщиков найти деньги на проекты и продолжить свою деятельность, а также позволит более мелким банкам использовать свой капитал для кредитования застройщиков и поучаствовать в распределении прибыли от проектного финансирования. Но, с другой стороны, это может не решить проблем обманутых дольщиков, так как вместо падающих застройщиков мы можем получить падающие банки с деньгами вкладчиков, особенно если к банкам будут применять менее строгие регуляторные требования и они будут агрессивно заниматься деятельностью, которой, с высокой вероятностью, они не занимались до этого. Эту проблему можно было бы решить с помощью гарантий АСВ или похожего органа (на текущий момент 1,2% средств дольщиков должен получать Компенсационный фонд), который будет страховать средства дольщиков в банках.
Для банков введение проектного финансирования позитивно в целом: дополнительные заработки должны будут с лихвой покрыть возросшие издержки (и чем больше банк, тем больше будет эффект от масштабирования), а для каждого банка в отдельности все будет зависеть от умения оценить привлекательность / риски того или иного проекта и управления / диверсификации рисков портфеля кредитуемых проектов. Ну и, конечно, от конъюнктуры рынка жилья в целом.