Создал свое дело — беги смело. Какие сигналы подают российские власти предпринимателям

 

На этой неделе бизнес–омбудсмен Борис Титов сообщил о двух новых предпринимателях, пожелавших вернуться из–за границы в Россию, но конкретные имена не назвал. А еще ранее заявлял, что целых 16 бизнесменов, на которых заведены уголовные дела, изъявили такое же страстное желание, только неплохо бы, чтобы власти прекратили их преследовать.
В эту историю мало кто поверил, и понятно почему. Никаких сигналов, говорящих о том, что в России вести бизнес стало безопаснее, от правоохранительной системы не поступало.
Напротив, тот же самый Титов приводит статистику, согласно которой за последние 5 лет из 103 изменений, внесенных в Уголовный кодекс, только 25 касались предпринимательства, при этом 17 были направлены на усиление давления на бизнесменов. Чем все это заканчивается, статистика тоже есть: в 80% случаев бизнес оказывается либо полностью, либо частично уничтожен.
Вот, к примеру, в среду в Петербурге районный суд освободил из–под домашнего ареста совладельца "Юлмарта" Дмитрия Костыгина, обвиняемого в том, что он предоставил якобы заведомо ложные сведения о финансовом состоянии компании, получая кредит на 1 млрд рублей. Ущерба, судя по решению Городского суда, нет. Зато по итогам ареста есть падение выручки компании на 40%.
А на подходе, похоже, новая история с уголовным делом. Теперь с УК "Теорема" петербургского предпринимателя Игоря Водопьянова. Менеджмент компании подозревают в посредничестве в даче взятки. Сам предприниматель после допроса заметил в интервью "ДП": "Государство — это большой трактор. Он едет. Надеюсь, что переедет только ногу, а не всего целиком". Пока следствие допрашивает его в качестве свидетеля. И ключевое слово здесь "пока".
Дело может повернуться в какую угодно сторону, и этот поворот может оказаться самым ошеломляющим, как это — опять же на этой неделе — произошло с осужденным на 3 года колонии Михаилом Орловым, известным в Петербурге дизайнером ресторанов. Именно разработанная им дизайн–концепция ночного клуба, судя по приговору суда в Крыму, стала причиной гибели от удара током двух мужчин в этом заведении в Ялте. Притом что, как говорят адвокаты, Орлов не был ни директором, ни владельцем и вообще задолго до трагедии перестал появляться в клубе. Так что с чего вдруг бизнесмены, покинувшие родину после заведенных на них уголовных дел, решили массово возвращаться обратно — непонятно. Разве что в надежде попасть в тихую гавань, которая, несомненно, существует. Это то место, в котором миллионы рублей наличными в обувных коробках в доме у чиновника или оплата олигархом отдыха госслужащего с девушками "с пониженной социальной ответственностью" расценивается не как признаки коррупции, а как вмешательство в частную жизнь. И только в этой тихой гавани информация об обысках и "нечто подобное, вброшенные в СМИ, наносят ущерб деловой и личной репутации человека". А для остальных существуют только "рамки закона", который в России, как известно, что дышло.