Мышиный дом захватывает рынок

В декабре прошлого года The Walt Disney Company сообщила о намерении приобрести активы 21st Century Fox за $52,4 млрд. Обыватели восприняли новость весьма позитивно, фантазируя, какое разнообразие новых продуктов может появиться благодаря совместной деятельности медиагигантов. Однако на деле подобное соглашение вызывает лишь тихий ужас в ожидании его влияния на рынок.  

Иван Пупышев, магистрант СПбГУ:
Прежде всего, фанатам комиксов рано торжествовать – по факту сделка еще не состоялась, и для ее подтверждения потребуется 12-18 месяцев проверки Федеральной антимонопольной службой, и традиционно горизонтальная интеграция изучается более тщательно, нежели вертикальная, ввиду того что в этом случае речь идет о компаниях одного рынка, вызывая опасения о снижении конкуренции. Исходя из того что ноябрьская сделка по слиянию AT&T и Time Warner не состоялась как раз из-за антимонопольного законодательства, хоть и была вертикальной, итог комиссии по Disney-Fox на данный момент непредсказуем. Дабы понять, в чем главная проблематика одобрения, достаточно взглянуть на главный драйвер бизнеса конгломератов – кинопроизводство.
Слияние уменьшит число студий-мейджоров на рынке с шести до пяти и, более того, укрепит позиции безоговорочного лидера – Disney. А «Мышиный дом» славится своим бескомпромиссным управлением в отношении партнеров и конкурентов – при получении абсолютной власти ситуация лишь усугубится. В свою очередь, это может спровоцировать новую волну консолидации рынка. Впрочем, пусть оценкой активов и перспектив занимается ФАС, мы же подойдем несколько с другой стороны, а именно с точки зрения кинопроката США. В последние 2 года доли крупнейшего игрока рынка составляли 21,8 и 26,3% - с одной стороны, ничего необычного, ведь конкурентов с меньшими долями более 100. Но если заглянуть на 5 или тем более 10 лет назад, то выяснится, что доли были меньше. Неужели происходит снижение конкуренции?
Для поверхностного, но занимательного анализа обратимся к индексу Херфиндаля - Хиршмана, применяемого для оценки степени монополизации отрасли. Используя данные кассовых сборов студий, рассчитаем ежегодные индексы, принимая во внимание доли рынка не менее 0,1. Полученные значения показательны: если в 2001 и в 2002 гг. индекс составлял соответственно 954 и 990 пунктов (то есть низкоконцентрированный рынок, так как HHI < 1000), то к 2015 и 2016 гг. HHI вырос до 1323 и 1455 пунктов соответственно. В прошлом году критерий немного просел (1338 п.), но во многом ввиду неожиданного кассового провала «Лиги справедливости» от Warner Bros, а в 2018 г. количество тентполов не уменьшится, и не исключено, что HHI возьмет новую высоту. И если Diseny-Fox будут выступать от одного лица, то HHI наверняка станет уже критическим (то есть рынок будет высококонцентрированным, так как 1800 < HHI).
Подобные пессимистичные заявления могут показаться вымученными, так как увеличение долей рынка, в общем-то, не всегда свидетельствует об уменьшении ассортимента, однако не стоит забывать, что одна из целей антимонопольной политики – забота о клиентах, то есть поддержание качества и разнообразия контента, а с этим начинаются проблемы. Даже при серьезной рыночной силе независимых дистрибьюторов, особенно в наградный сезон, потребитель не в выигрыше – отрасль все сильнее разделяет пропасть между дорогими, но однотипными блокбастерами и сложными фестивальными проектами. Без обращения к цифрам, думаю, внимательный зритель заметил, как за последние годы увеличилось количество сиквелов и ответвлений, а сколько франшиз было поднято из небытия.
Если прогнозировать антиутопическое будущее, то нас ждет некое подобие печально известной «Студийной системы Голливуда», периода, когда весь рынок был жестко разграничен между пятью студиями. Теперь же ограниченный прокат поделят независимые дистрибьюторы, а в широком будет идти борьба нескольких мейджоров при помощи собственных франшиз, скорее всего посредственного качества. Поэтому, надеюсь, ФАС подготовит аналогичный отчет и откажет в слиянии, ибо, несмотря на весь потенциал выведения активов на новый уровень, единственное, чем действительно будет заниматься Disney, – это печатать деньги.