23:3311 февраля 201823:33
210просмотров
23:3311 февраля 2018
Уже осенью прошлого года стало понятно, что основным вызовом для рынка управления активами в 2018 году станет ситуация в банковском секторе, а именно санация крупнейших частных банков, которая может спровоцировать переток активов из банков к управляющим компаниям.
Алексей Ищенко, генеральный директор General Invest:
Банки уже распробовали инвестиционные продукты, набрали сильные команды, потратили деньги на их обучение, осознав привлекательность данных продуктов, особенно сильно подсвеченную весьма низким уровнем ставок по депозитам. Перезапуск, который переживают УК и подразделения private–банкинга в банках, проходящих через процедуру санации ЦБ, вероятно, приведет к существенным изменениям как внутри этих институтов, так и в структуре клиентских баз.
Вопрос: кто станет основным бенефициаром этого процесса — управляющие компании / private–подразделения других крупных банков, инвестиционные компании, не встроенные в финансовые холдинги, или старый добрый матрас, куда измученное население понесет деньги по не совсем забытой привычке? При этом надо учитывать очевидное недоверие к крупным банкам (как минимум к коммерческим) на волне последних и зачастую скандально связанных с ними событий. В таком контексте представляются довольно привлекательными позиции независимых управляющих и инвестиционных компаний, которые в 2017 году существенно нарастили портфели на фоне низких ставок, а в 2018–м смогут пополнить запасы за счет как существующих клиентов, так и новых, ищущих, куда пристроить активы, обеспечив при условии их сохранности минимальный возврат на инвестиции.
Еще одна проблема или вызов 2018 года — экономическая эффективность. Участники индустрии знают, что существование компании с более или менее выстроенной IT–инфраструктурой, персоналом (в том числе квалифицированными клиентскими менеджерами, управляющими активами, трейдерами и т. д.), не говоря уже о бэк– и мидл–офисе, — весьма дорогое мероприятие. Его стоимость исчисляется несколькими миллионами долларов в год, что априори подразумевает наличие большого по размерам бизнеса, позволяющего покрывать расходы, причем в идеале из прибыли, которой хватало бы и на финансирование программ дальнейшего развития.
Очевидно, что сейчас такого размера компаний, не встроенных в финансовые холдинги, немного, да и принадлежность к ним, как показывает новейшая история банковского сектора РФ, вовсе не гарантирует защиту от потери капитала.
В этой ситуации компании вынуждены уделять серьезное внимание работе с расходами и проходить непростую процедуру сушки — как боксер перед боем. То есть им приходится либо применять бизнес–модель, ориентированную на консервацию, либо выходить в новые, менее конкурентные клиентские сегменты, где маржа выше и возможности для заработка больше.
Думается, в ближайшие годы в сохраняющихся непростых условиях продолжится консолидация рынка и клиентам придется несладко, ведь при всем богатстве выбора альтернатив будет все меньше и меньше.