Проект судебной реформы требует доработки  

ВС предложил упростить и ускорить рассмотрение гражданских и административных дел — судьям разрешат не писать мотивировочную часть решения, а граждане будут обязаны сами узнавать даты слушаний и представлять доказательства, пишет РБК.

Яна Мякшина, старший юрист юридической компании Coleman Legal Services:
Проект изменений судебной системы РФ, внесенный по инициативе Верховного суда, носит широкомасштабный характер. Как показывает практика, у любой резонансной реформы всегда имеется ряд как сторонников, так и противников, собирающих подписи за ее отмену. Несмотря на критику судебной реформы юридическим сообществом, усматриваются положительные изменения закостенелой системы судов общей юрисдикции. В частности, учреждение пяти самостоятельных судов апелляционной инстанции и девяти судов кассационной инстанции, территориальное расположение которых находится в значительном отдалении от судов первой инстанции. Изменения системы судов направлены на искоренение формализма и шаблонности судопроизводства при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб судами общей юрисдикции, проявления которых порой затруднительно преодолеть не только обычному гражданину, но и опытному юристу. Заслуживает положительной оценки инициатива ВС РФ о продвижении процесса в сторону рассмотрения споров на основе принципов независимости и самостоятельности судей.
Весьма спорным является отказ от обязательности мотивировочной части в решении судов, за исключением категорий дел о защите прав детей, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прав на жилое помещение, возмещения вреда жизни и здоровью, о восстановлении на работе, пенсионных прав, споров с участием иностранных лиц, корпоративных споров, при обращении взыскания на бюджетные средства, а по остальным категориям дел – лишь в случае подачи апелляционной жалобы. Отказ от мотивировочной части объясняется необходимостью сокращения временных затрат судьи на ее изготовление и низким процентом обжалования решений. Отказ от мотивировочной части судебного решения потенциально создает предпосылки к судейскому произволу, подготовке апеллянтами правовой позиции по жалобе наугад и к подгонке судом мотивированного судебного решения при наличии в распоряжении суда доводов апелляционной жалобы стороны, за исключением случаев, когда стороны отдельно обратились к суду с заявлением об изготовлении мотивированного решения.
Окончательную оценку эффективности и полезности судебной реформы можно дать при применении ее на практике, на данном этапе законопроект подлежит доработке и не все изменения, предложенные ВС РФ, могут получить закрепление в законе в неизменном виде.