Требование получить звезды для гостиниц стало федеральным. До этого оно действовало только для городов, которые принимают чемпионат мира по футболу. Для нарушителей предусмотрены административные штрафы.
После изменений в закон об основах туристской деятельности все гостиницы, горнолыжные трассы и пляжи России должны пройти процедуру классификации. Петербургские участники рынка уже получили звезды более года назад; они обязаны были это сделать к 2016 году в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу.
В Ленинградской области, по данным региональной Торгово-промышленной палаты, 700 гостиниц, гостевых домов и баз отдыха. Из них уже прошли классификацию только 35. По российским правилам, чтобы пройти классификацию хотя бы на статус без звезд, отель должен соответствовать базовым критериям: иметь отопление и горячую воду, вывеску, освещение. Пятизвездочный отель не может иметь многоместные номера, но должен предоставить постояльцам электророзетки в санузле, хранение и поднос багажа, ресторан и так далее.
В Петербурге классификация шла долго и со скрипом. Крупные игроки рынка получили звезды почти сразу, но малые отели и компании среднего ценового сегмента тянули до последнего: кто-то претендовал на большую звездность, чем мог получить, другие не хотели вынимать из оборота 40-50 тыс. рублей на оплату классификации. По данным министерства культуры, в городе 1004 гостиницы прошли эту процедуру — при этом популярные сайты бронирования предлагают выбор из более чем 2,5 тыс. объектов в Петербурге.
Некоторые отельеры считают, что законодательное обязательство классификации может привести к коррупции — за лишнюю звезду многие будут готовы отдать деньги. Полностью от обмана туриста застраховать не получится.
Сейчас закон вводит административную ответственность за работу без классификации или несоответствие отеля своей категории. Сумма штрафов для должностных лиц — 30-50 тыс. рублей, для юрлиц — от 1/40 до 1/25 совокупной выручки. Отельерам дали время на подготовку: с 1 июля 2019 года новые правила начнут действовать для гостиниц, где больше 50 номеров, с 2020 года — больше 15, а с 2021 года — для всех. Свидетельство о присвоении категории будут выдавать аккредитованные организации на 3 года.
Чужие звездочки
Директор гостиничного направления сервиса OneTwoTrip Максим Карауш поясняет, что у нового закона есть отличия от текущих правил, которые действуют в Петербурге. Ключевых особенностей две: административная ответственность за отказ от классификации и запрет на использование в рекламе и названии гостиницы звездности, не соответствующей присвоенной классифицирующим органом. Последнее означает, что на сервисах бронирования гостиница не сможет указать не свою звездность; сейчас это происходит постоянно.
"Вместе с тем реальный уровень сервиса определяется не только количеством звезд, но и уровнем команды, управляющей гостиницей, поэтому отзывы, впечатления от взаимодействия с брендом, его имидж в публичном пространстве будут влиять на выбор путешественников не меньше звезд. Любая классификация по звездам — в России, Франции, Англии и любой другой стране — гарантирует только наличие и частоту обеспечения тех или иных услуг, — говорит Карауш. — Качество же их и уровень комфорта могут оценить только сами гости отелей".
Обязывать или разрешать
В том, что классификация для рынка полезна, предприниматели не сомневаются, но не все считают, что бизнес нужно законодательно обязывать получать звезды. "Возможно, какая-то классификация была бы полезна, но точно не на законодательном уровне, — комментирует Вадим Скаржевский, владелец сервиса бронирования "Поисквилл". — Мне кажется, рынок сам может решить такую проблему при ее возникновении. Если же ввести такую обязанность, это создаст много коррупционных возможностей, кто-то захочет доплатить за лишние звезды. Это похоже на обязательную сертификацию в нашей стране: зачастую сертификат выдается чтобы просто соответствовать закону, а не для подтверждения качества товара".
Владелец маркетинговой фирмы Goldstein Евгений Самус считает, что классификация необходима: "Есть в туризме такое понятие — misleading, в переводе с английского — "вводить в заблуждение". И есть отели, которые выкладывают красивые отретушированные фотографии, приукрашивают описания номерного фонда и прилегающих территорий". Он добавляет, что избежать таких ситуаций помогают сервисы отзывов, но не у всех есть желание и время их писать и читать. "Классификация поможет частично избежать ввода туристов в заблуждение и урегулировать цены на рынке: вы же не будете покупать объективно дешевую обувь за 15 тыс. рублей, потому что примерно знаете, сколько она стоит, — говорит Евгений Самус. — Вот и законопроект уменьшает вероятность продажи номера низкой категории по завышенной цене".
Эксперт добавляет, что вопрос, насколько справедлива будет классификация, остается в силе: даже в европейских странах, где звезды есть уже давно, отели одной категории могут достаточно сильно отличаться друг от друга. "Классификация в нормальной организации на две звезды стоит около 40 тыс. рублей, на три звезды — до 50 тыс., но от участников рынка поступает информация, что есть и более дешевые аккредитованные организации, которые просто выдают бумаги и даже не выезжают в отель. Так что главное — регулярная, строгая повторная проверка в будущем, с прозрачной отчетностью. Если это просто бумажка, лучше от нее никому не будет, кроме компаний, предоставляющих такую услугу", — заключает Самус.
Старший вице-президент "Ленинградской областной ТПП" Ирина Панченко рассказывает, что стоимость классификации варьируется от 10 тыс. до 100 тыс. рублей, в зависимости от количества номеров и звездности отеля. Сроки зависят от того, насколько тщательно гостиница подготовится к приему экспертов и как быстро соберет пакет всех необходимых документов. По опыту ТПП, требуется от 3 недель до 3 месяцев. Но с 1 июля 2019 года, когда классификация начнет становиться обязательной, цены вырастут. "Для бизнеса классификация — это инструмент для привлечения туристов. При этом существует категория без звезд, и это тоже положительная оценка, отель без звезд от одной звезды может отличаться лишь количеством полотенец, которые выдают гостю. Но классификация в любом случае становится гарантией определенного уровня сервиса, поднимает статус объекта", — считает она.