Биткоин все больше напоминает если не прокаженного, то по крайней мере стареющую примадонну, которую покидают поклонники: его душат регуляторы, бизнес отказывается от его использования, а трейдеры стараются продать, пока он не подешевел окончательно. Однако это не закат крипты, а скорее ее выход на новый уровень – что в бизнесе, что в социальном взаимодействии.
"Деловой Петербург" продолжает публикацию ревю самых значимых тенденций, сделок и курсов из мира
криптовалют
и других проектов, реализованных на базе
блокчейн
, за рубежом — теме, которой в России,
несмотря на растущий интерес, пока что уделяется очень мало внимания (другие выпуски криптодайджеста читайте здесь).
Живые и полуживые
2018 год начался с плохих новостей для инвесторов в криптовалюты и пока не собирается останавливаться на достигнутом. По данным Coinmarketcap, за прошедшую неделю в цене упали почти все монеты, а флагман криптомира биткоин на момент публикации обретается на отметке $7773 – невероятно высокой по сравнению с началом 2017-го года, но столь же невероятно низкой по сравнению с декабрем.
Аналитики предлагают только одно объяснение происходящему: негативный новостной поток, а именно ущемление криптотрейдеров в Китае, Южной Корее и Индии, вылившееся в многочисленные проверки соблюдения банками и биржами фискального законодательства. К слову, раз мы заговорили о Южной Корее, самое время вспомнить о возможном запрете криптовалют в этой стране – идее, озвученной Министерством финансов, о чем мы писали в одной из своих колонок. Идея в итоге была публично тем же министром финансов, Ким Дон Енгом, денонсирована. Он заявил, что вариант бана крипторговли не рассматривается. Однако перед властями стоит задача отрегулировать этот рынок. Так, например, недавно правительственные надзорные органы обнаружили нелегальную криптобиржу, на которой обращались монеты общей стоимостью $600 млн.
В настоящий момент общий каркас регулирования крипты в Южной Корее уже существует. Для работы с цифровыми деньгами биржа, банк или брокер должны получить специальную лицензию. Для сделок свыше $3 тыс. физические лица предоставляют по требованию налоговой инспекции сопроводительные документы; аналогичное требование относится и к юрлицам – для сделок свыше $50 тыс. На биржах, зарегистрированных в стране, могут работать только обладатели южнокорейского паспорта, при регистрации они проходят процедуру идентификации личности. В общем, власти-то на самом деле не против крипты, лишь бы граждане платили налоги и не занимались противозаконной деятельностью.
Однако биржевому курсу биткоина заявление южнокорейского чиновника не помогло. Почему – об этом чуть ниже, а пока отметим, что на фоне общего падения биржевых курсов есть и монеты, которые в цене в 2018 году выиграли. Скажем, VeChain подорожала с начала января по настоящий момент на 146%, NEO – на 95%, а Populous – на 72%.
Все-таки интрига в криптовалютах сохраняется, хотя живется им все сложнее и сложнее.
Кольцо сжимается
Продолжая мысль о перипетиях рынка цифровых денег и о том, почему спасительное заявление южнокорейского финансового министра никак не помогло биткоину, обратим внимание на выступление коллеги последнего из Индии. Министр финансов этой страны Арун Джетли в своем ежегодном бюджетном послании заявил о том, что использование криптовалют в качестве оплаты является незаконным. Единственным платежным средством являются только эмитированные государством деньги.
Собственно говоря, чиновник не сообщил ничего нового, но разогретый плохими новостями рынок крайне чутко реагирует на любые интонации, которые могут сигнализировать, что регуляторы собираются прикрыть криптоторговлю. Индия вместе с Японией, Китаем и Южной Кореей является одним из самых больших рынков для биткоина и других монет. В стране работает около десятка бирж, в торговлю вовлечены миллионы человек, и их число растет. Это неудивительно: количество состоятельных людей в Индии превышает, например, все население России и сопоставимо с населением США.
Отраслевые издания широко обсудили заявление министра, разглядев в нем намек на то, что крипту в Индии либо закроют совсем, либо обложат серьезными налогами и процедурами. Биржевым курсам, очевидно, это сильно повредило.
Охладевает как к биткоину в частности, так и к крипте в целом и бизнес. Ирландский поставщик софта для онлайн-платежей Stripe сообщил, что с 23 апреля 2018 года он перестает поддерживать решения, которые позволяли фирмам и их клиентам осуществлять платежи в биткоинах. Причина заключается в тех самых проблемах битка, о которых мы уже неоднократно писали: отправить платеж сложно, ибо блокчейн валюты перегружен; часто во время выполнения транзакции случаются отказы; комиссия за перевод выросла, равно как и сроки его исполнения. Наконец, сильно мешает волатильность: за время осуществления платежа курс валюты может серьезно измениться, и получается, что его надо проводить заново. Одним словом, крайне неудобно.
При этом представители Stripe заявили, что работать с другими криптовалютами они планируют, в частности, прорабатывают возможность разработки софта под платежи с помощью Bitcoin Cash, Litecoin и ряда других. Возможно, что и биткоин когда-нибудь к ним вернется, но сейчас, увы, нет.
Три американских банка – JP Morgan Chase, Bank of America и Citibank – сообщили, что вводят запрет на покупку своими клиентами криптовалют через кредитные карты. Финансовые институты не хотят брать на себя кредитные риски, вызванные нестабильностью биржевых курсов и всем ажиотажем вокруг крипты, опасаясь, что потерявшие голову потребители могут влезть в большие долги. Возможность покупки с дебетовых карт остается. Аналитики отмечают еще одну причину, которая могла вызвать запрет: власти США жестко противодействуют отмыванию денег и прочим незаконным финансовым операциям, предъявляя серьезные требования не только к рядовым гражданам, но и банкам. А чем меньше покупок цифровых денег через карты и счета – тем меньше шансов напроситься на визит сотрудников ФБР.
Вишенкой на торте из новостей о том, как биткоин оставляют вчерашние приверженцы, выглядят заявления людей и представителей компаний, от которых этого можно было ожидать меньше всего, – Facebook и сооснователя Apple Стивена Возняка.
Facebook ввел запрет на рекламу в сети криптовалют и ICO. Не то чтобы детище Цукерберга принципиально против цифровых денег, более того, сам основатель сети, как мы уже писали, собирается их внимательно поизучать, но есть риск того, что среди рекламодателей окажутся мошенники. В крипте достаточно много и серых, и черных схем, а также просто плохо проработанных проектов, а Facebook старается держать марку и не допускать рекламу, которая может нанести пользователям ущерб. Со временем, как заявлено, сеть выработает критерии для оценки того, насколько честной является та или иная криптоорганизация или проект, но до тех пор, пока такой механизм не создан, запрет носит тотальный характер.
Стив Возняк, в свою очередь, объявил о том, что он продал свои биткоины, которые купил еще по $700, на пике их стоимости – по $20 тыс. Количество проданных Возняком биткоином неизвестно, но это и не так важно. Имеет значение причина, по которой он это сделал. Легендарный предприниматель сказал, что рассчитывал на то, что биток станет повсеместно платежным средством, однако этому, как видно, сбыться не суждено. Кроме того, Возняка утомил хайп вокруг крипты, необходимость отслеживать курсы и вообще быть в курсе новостей. Излишнее внимание и забота, которые требовали к себе накопления в цифровых деньгах, не вписываются в уклад жизни семьи предпринимателя, который не инвестирует даже в акции собственной компании, и он решил с криптой расстаться. В этом нет ничего плохого для криптовалют, ибо Возняк им даже симпатизирует, но на фоне всего негатива, который проявился за последние месяцы, подобная новость выглядит как очередной гвоздь в гроб биткоина и его cобратьев.
Новый уровень?
Так что же, расцвет криптоэкономики начинает сменяться упадком? Или все же хоронить виртуальные монеты пока рано? Глобальные выводы сейчас делать смысла нет, пока лишь можно собирать для них разные наблюдения. Прошлая неделя показала, что криптоотрасль постепенно трансформируется, изобретая новые формы как бизнеса, так и социального партнерства.
ЮНИСЕФ, детский фонд Организации Объединенных наций, обратился к поклонникам видеоигр со следующей весьма нетривиальной просьбой, которая им, очевидно, должна понравиться. Как известно, компьютер для видеоигр обладает значительными ресурсами в виде мощной оперативной памяти, видеокарты и пр. ЮНИСЕФ просит геймеров отдать часть этих ресурсов, зачастую избыточных, на майнинг эфира. Схема очень простая: пользователь устанавливает на свой компьютер софт, который, когда машина включена в сеть и работает, майнит валюту, поступающую в распоряжение некоммерческой организации. В общем, этакая благотворительность без денег. При этом геймер ничего не тратит, расход электричества не увеличивается, память не перегружается, компьютер не тормозит. Зато можно сказать бабушке, которая недовольна тем, что внук просиживает все свободное время за стрелялками, что ты помогаешь детям во всем мире и вообще работаешь на ООН. Все в плюсе.
Еще одна новость из разряда нового образа крипты. Мы уже писали про компанию Long Island Iced Tea Corp, чьи акции торгуются на бирже Nasdaq, которая переназвалась в Long Blockchain Corp. и объявила о том, что после слияния со Stater Blockchain Limited будет развивать технологии на основе блокчейна для финансовых рынков. Недавно она заявила об отмене также ранее анонсировавшихся планов по организации большой майнинговой фермы. Отказ случился после того, как биржевые курсы криптовалют начали серьезно падать. Нам важно обратить внимание на то, что майнинговый бизнес оказался в одном шаге от появления на бирже, причем такой серьезной, как Nasdaq. Это уже не любительский уровень в виде фермы на заброшенном складе или даже значительных пулов в Китае. Похоже, что не за горами время, когда майнеры ворвутся на традиционные фондовые и долговые площадки, заявив о себе как о взрослых солидных корпорациях.