Прибыль на конце света: как бизнес пытается заработать на апокалипсисе

Автор фото: Коллаж "ДП": Алена Марченко; фото со страницы Илона Маска в Instagram
Автор фото: Коллаж "ДП": Алена Марченко; фото со страницы Илона Маска в Instagram

Компания Илона Маска выпустила огнеметы на случай зомби-апокалипсиса. Креативные способы заработать на ожидании конца света искали многие предприниматели, но в большинстве случаев дело заканчивалось гибелью их собственного бизнеса.

Компания Илона Маска Boring, созданная для того, чтобы бурить тоннели, сделала крен в сторону совершенно другой деятельности и выпустила огнеметы. На странице в Twitter сам Маск написал, что огнеметы могут пригодиться при зомби-апокалипсисе, а если оружие окажется неэффективным, то деньги покупателям вернут. Будничность заявления даже заставила некоторых журналистов усомниться, шутит ли Маск или говорит серьезно. А бизнесмен продолжил в том же духе, написав в Twitter.
"Слухи о том, что я планирую зомби-апокалипсис, чтобы спровоцировать спрос на свои огнеметы, неправда, — не успокаивался предприниматель. — Для так называемого апокалипсиса понадобятся миллионы зомби. А где я найду такую огромную фабрику для их создания?"
Шутки шутками, но огнеметы раскупили буквально за несколько дней. Неизвестно, как на продажи повлияли заявления об эффективности огнеметов при встрече с зомби, но заигрывать с темой апокалипсиса пытались и другие предприниматели. А некоторые компании, в том числе и российские, изначально строили свой бизнес на ожидании конца света.

Бежать, чтобы выжить

В 2011 году Райан Хоган и Дерек Смит основали в американском Балтиморе компанию, которая специализировалась на зомби-марафонах. Изначально они планировали организовывать гонки с препятствиями ради того, чтобы повысить продажи спортивной одежды, выпускаемой компанией Хогана. Для разнообразия в марафоны решили добавить зомби — и мероприятия тут же начали привлекать массу народу. Участники марафона должны были платить по 80$, а те, кто хотел пробежаться в роли зомби, — внести дополнительные 25$. Организаторы гонок рассказывали, что именно зомби-билеты раскупались в первую очередь. За первый год существования компания организовала марафоны с ходячими мертвецами в 13 городах и достигла $15-миллионных продаж.
"Думаю, люди очарованы концепцией. Или им просто нравятся зомби", — говорил Райан Хоган журналистам Inc.
К 2013 году у компании начали появляться первые конкуренты, а зомби-гонки проводились уже почти в 30 американских городах. Сейчас подобные марафоны проходят по всей территории США, их устраивают различные компании.
Двое других предпринимателей, вдохновленных сериалом "Ходячие мертвецы", в 2012 году начали выпускать радиоподкаст, посвященный зомби. Он быстро добрался до первых строчек в iTunes, а встречи поклонников радиошоу вместо ожидаемой тысячи посетителей стали собирать в 10 раз больше. К 2016 году Джеймс Фрейзер и Эрик Нордхоф, начавшие с производства подкастов, уже проводили конференции и фестивали для любителей зомби-тематики, самый дорогой билет на которые обходился в $ 1,4 тыс.  

Апокалипсис по-русски

Тема зомби, стараниями кинематографа ставшая очень близкой жителям США, для российских реалий может показаться совсем неактуальной. Тем не менее в 2017 году оживших мертвецов решили привлечь к продажам жилого комплекса "Зиларт". Автор фильма "Страна ОЗ" режиссер Василий Сигарев снял для строящей квартал "Группы ЛСР" короткометражку о зомби-апокалипсисе. Укрыться от происходящего в полной бунтующих покойников Москве предлагалось как раз в "Зиларте".
Были в России и попытки обратиться к более реалистичным страхам людей. Например, компания ПСК "Спецгеопроект" заявляла, что проектирует и возводит частные убежища. Совладелец производителя бункеров Данила Андреев еще в 2010 году рассказывал журналистам, что создает по три-четыре убежища в год. Он признавался, что при падении метеорита никакой бункер не спасет, а вот в случае техногенных катастроф, терактов и стихийных бедствий такое сооружение может сохранить жизнь владельцу. По данным СПАРК, 2016 год ПСК "Спецгеопроект" закончил со скромной прибылью 216 тыс. рублей и оборотом в 3 млн. Правда, СПАРК также акцентирует внимание на сообщениях о личном банкротстве Данилы Андреева и недостоверности данных о компании в ЕГРЮЛ.
За рубежом тоже пытались заработать не только за счет беспокойства, связанного с нашествием зомби, и также использовали страх перед катаклизмами. В конце 2017 года американский ретейлер Cisco начал продавать наборы для выживания, представляющие собой годовой запас еды. За $999 покупатели могли рассчитывать на набор продуктов, достаточный для питания одного человека в течение года. За более высокую стоимость предлагалось приобрести запас, рассчитанный на семьи и компании из нескольких человек. Ретейлер, к сожалению, не обнародовал данные о продажах необычных наборов. Но эксперты уверяли, что с учетом постоянно обрушивающихся на некоторые регионы США ураганов, а также все возрастающего страха перед грозящей ядерным оружием Северной Кореей, граждане могут проявить интерес к такой продукции.