Живые картины. Выставка петербургского художника Леонида Цхэ "Постановки" в Московском музее современного искусства

 

Новая выставка петербургского художника Леонида Цхэ "Постановки" в Московском музее современного искусства на Тверском продолжает эксперименты с живописью и графикой как языками современного искусства. Они были начаты в дебютном проекте художника "Неопетербург", вошедшем в шорт–лист государственной премии "Инновация–2015".
"Постановки" — двухчастный проект. В первой части художник переформатирует то, на чем зиждется академическое художественное образование, — рисование в классе. Традиционный набор предметов для натюрморта, традиционные позы натурщика переиначиваются Цхэ так, что сама обстановка в классе становится абсолютно абсурдной. Но, какой бы странной ни была постановка, рисунок или картина должны рассказать о ней максимально достоверно.
Второй сюжет проекта — медиареализм. Картины и графика, представленные во второй части проекта, обыгрывают файлы из "Инстаграма", сделанные мобильником снимки и кадры из телерепортажей. В эпоху photo–based painting фотогалерея или таймлайн на странице в соцсети не менее реальны, чем событие, происходящее в действительности. Самое удивительное, что сцены и сюжеты повседневной жизни на этих снимках поставлены как композиции, знакомые нам по работам старых мастеров. В семейном портрете угадывается святое семейство, беспечный, как путти, младшеклассник рассеянно разглядывает облака… Живопись и графика Цхэ рассказывают о нынешней жизни, перепощенной как серии фотопостановок.
Художник создает галерею живых картин, экспериментируя с языком графики. Это продолжение диалога с учителем — одним из лидеров ленинградской графической школы Андреем Пахомовым, в мастерской которого в Академии художеств Цхэ учился. Вот уже несколько лет он преподает здесь рисунок. Последние годы Андрей Пахомов тоже искал себя в живописи, работая над серией холстов "Торсы". Сегодня подобные эксперименты интересны многим художникам, разрабатывающим новый формат картины. Ими увлечены и такие знаменитости, как Нео Раух или Люк Тюйманс, и российские художники Александр Дашевский или Валерий Гриковский. В России, где традиции академизма сильны, как нигде, это едва ли не самый насущный для современного искусства опыт.