Об удаленной идентификации банковских клиентов

Рынок финансовых онлайн-услуг растет. Уже сейчас клиенты банков могут оплачивать штрафы и счета, брать кредиты и открывать вклады онлайн. Внедрение удаленной идентификации расширит перечень онлайн-услуг для клиентов банков. Сейчас банки не могут проводить все операции онлайн — для некоторых из них (например, открытие счета в новом банке) обязательно подтверждение личности клиента. Внедрение удаленной идентификации решит эту проблему.

Светлана Напорова , директор департамента риск-процессов банка " Хоум Кредит":
Сейчас банки не могут проводить все операции онлайн — для некоторых из них (например, открытие счета в новом банке) обязательно подтверждение личности клиента. Внедрение удаленной идентификации решит эту проблему.
Внедрение удаленной идентификации также позволит расширить географию банковских услуг. Поэтому клиенты даже в самых удаленных населенных пунктах смогут получать качественное банковское обслуживание без необходимости приезжать в офис.
Да, мы поддерживаем эту инициативу. Она позволит расширить клиентскую базу, улучшить качество и увеличить количество услуг, которые мы предлагаем клиентам онлайн. Сейчас наш банк участвует в пилотном проекте «Удаленной идентификации», который курируют Минкомсвязь, ЦБ и Росфинмониторинг.
Если кратко, то клиенты смогут открывать счета в других банках, не посещая их офисов. Для этого им нужно будет 1 раз посетить любой офис банков-участников, предоставить биометрические данные (голос и фото) в Единую биометрическую систему (ЕБС) и зарегистрироваться в Единой системе аутентификации и идентификации. Такие возможности существенно облегчат жизнь клиентам, живущим в отдаленных уголках страны: они смогут обращаться в банки удаленно и получать там полный спектр услуг наравне с клиентами, которые приходят в физические отделения банков.
Банки, в свою очередь, смогут уменьшить расходы на открытие новых офисов и поддержку действующей филиальной сетки.
Основные сложности при внедрении этой инициативы — технические.  Во-первых, банкам нужно будет оснастить офисы специальным оборудованием. Во-вторых — обучить сотрудников сбору биометрики и регистрации в ЕСИА. Обеспечить безопасный канал связи с ЕСИА и ЕБС для передачи и приема данных. Также нужно будет доработать некоторые банковские системы, необходимые для верификации клиента онлайн. Однако, несмотря на технические трудности, обучение сотрудников, закупка оборудования и перенастройка систем будут более выгодными, чем открытие офисов в удаленных городах.
Удаленная идентификация будет осуществляться с помощью Единой системы аутентификации и идентификации — Государственной информационной системы и Единой биометрической системы. Чтобы услуга идентификации для удаленного открытия счетов в банке стала доступной, необходима регистрация в ЕСИА и снятие биометрических данных для ЕБС. Это можно будет сделать в специально оборудованных офисах банков — участников проекта, в том числе нашего банка. После того как у пользователя появится учетная запись в ЕСИА с биометрическими данными, для открытия счета в любом другом банке ему будет достаточно зайти на сайт банка, выбрать услугу, авторизоваться в личном кабинете ЕСИА, пройти онлайн-проверку биометрических данных. Если проверка проходит успешно и процент схожести биометрических данных соответствует уровню, который будет определен регулятором, то банк считает такого клиента идентифицированным и может удаленно открывать счета.
Использование только одного логина и пароля не является эффективным средством защиты: его можно украсть или взломать. Именно поэтому для удаленной идентификации используется несколько уровней аутентификации: логин и пароль в ЕСИА и в биометрии — мультимодальный подход-аутентификация сразу по двум биометрическим показателям — фото и голосу.
Также все данные, которые банки будут получать из ЕСИА (паспортные данные, ФИО и пр.), будут актуализироваться в ЕСИА соответствующими государственными органами по факту изменения данных.