Чиновники рассказали, сколько в 2017 году раздали субсидий по городской программе поддержки предпринимательства, на какие суммы и каким компаниям. Самые востребованные программы — компенсация трат на выставки, процентов по кредитам и арендных платежей.
Комитет по развитию предпринимательства и потребрынка (КРППР) отчитался о деньгах, потраченных на субсидии малому бизнесу в 2017 году. В бюджете на это было предусмотрено 144,5 тыс. рублей, на 29 млн рублей больше, чем в 2016 году.
По программе компенсации трат на выставки комитет рассмотрел 145 заявлений и в итоге выдал 80 субсидий на сумму 21,4 млн рублей; выделенные бюджетом на выставки деньги потратили полностью. На возвращение части затрат на аренду в легкой промышленности предприниматели подали 96 заявлений. В итоге 57 компаний получили 21 млн рублей. Еще 22 компании получили 6,62 млн рублей на ремесленничество и работу в сфере народных художественных промыслов.
Спасение утопающих
Частные детские сады получили 13,3 млн рублей, которые разделили между 32 компаниями. Больше всего заявлений — 155 — предприниматели подали по программе "кредитование". Она предусматривает возмещение 90% от уплаченных процентов по кредитам. Субсидии на сумму 58,5 млн рублей получили 97 компаний. Возместить затраты на сертификацию удалось 38 из 75 желающих, им выдали 6,7 млн рублей. А социальные предприниматели получили 16,9 млн рублей, их поделили между 41 компанией. Участвовать в этой программе могут только те фирмы, которые обеспечивают работой людей с инвалидностью, одиноких родителей детей до 7 лет, выпускников детских домов, бывших заключенных и других.
Как уже объявили чиновники, в 2018 году на программы поддержки потратят 101,5 млн рублей. Из них 36 млн рублей направили на выставочно-ярмарочную деятельность, 25 млн — на малый бизнес в сфере легкой промышленности, 14 млн — на поддержку социального предпринимательства. Как и в этом году, одно из условий получения денег — отсутствие штрафов и долгов по налогам. Сумма поддержки, таким образом, уменьшается в этом году почти на треть. При этом и бизнес, и общественники не раз высказывали сомнения в том, что такая точечная помощь может существенно повлиять на экономику города.
Предприниматели считают, что малому бизнесу больше бы помогла институциональная помощь. Но, как отмечает глава КРППР Эльгиз Качаев, в этой сфере его комитет мало что может изменить. "Мы же не можем давать льготы по налогам, например, — это федеральные решения. Давайте тогда все отменим, — говорит в интервью "ДП" Эльгиз Качаев. — Мне правда интересно, как предприниматели хотели бы это видеть, я хотел собрать тех, кто получил субсидии, и задать вопрос: "Ребята, так может, они вообще не нужны?" Скажите нам, может, мы на все инфраструктурную поддержку сделаем. Или может, нужно сделать программу субсидирования "утопающих", давать только тем, кто иначе не выживет. Я не знаю".
Кепки, деревянные оправы и свет на рюкзаках
"ДП" обратился к некоторым получателям субсидий, чтобы узнать, было ли трудно их получить, на что их потратили и собираются ли в будущем обращаться за государственной помощью. ООО "Фрэдриксон", производитель мужских и детских головных уборов, получил около 1,5 млн рублей по трем программам. "Это большое подспорье для нашей компании, — сказал управляющий компанией Игорь Овсянников, — мы получили помощь на участие в выставках, в субсидировании кредитной ставки и арендных платежей как предприятие легкой промышленности". Игорь Овсянников пояснил, что бренд Fredrikson существовал в Финляндии более ста лет и право его использования в начале 2000-х было продано в Россию и Эстонию с условием, что продукция, произведенная под этой торговой маркой, не будет продаваться в Финляндии. "Мы производим в год 50-55 тыс. головных уборов. Это бейсболки, картузы, кепки, и продаем их по всем странам СНГ, — говорит Игорь Овсянников, — собираемся довести выпуск продукции до 60-65 тыс. в этом году и обратиться за субсидиями еще раз".
Индивидуальный предприниматель Артем Эйхвальд производит оправы из ценных пород дерева. "Наверное, я первый, кто делает оправы из эбенового дерева, березы, палисандра и американского ореха , — рассказывает Артем Эйхвальд, — субсидию, а она оказалась очень маленькой, всего 30 тыс., хотя мы запрашивали больше, я истратил на усовершенствование станка, на котором делаю оправы". Предприниматель пока трудится в одиночестве, заключил договор с оптикой, которая помогает ему оснащать оправы итальянскими и французскими линзами. "Мы в начале пути, — отметил предприниматель, — но хорошо продукция расходится, правда, пока только по знакомым с помощью сарафанного радио".
Марина Литвинова, владелица и директор ООО "Мамасвет", выпускает в Петербурге световозвращатели, или, как их еще называют, светоотражатели, с 2011 года. "В прошлом году мы обратились в КРППР за двумя субсидиями, — рассказывает Марина Литвинова, — и получили около 250 тыс. рублей: потратили их на участие в отраслевых выставках и на развитие производства". Директор пояснила, что производство в Парголово совсем небольшое, работают всего девять человек, среди них многодетные мамы и пенсионеры.
"Когда-то, в начале 2000-х, — рассказывает Марина Литвинова, — я одна из первых привезла светоотражатели из Финляндии и стала представителем финской компании-производителя. С тех пор на рынок хлынул поток не совсем качественной китайской продукции, с ней и приходится конкурировать сегодня, — сетует директор, — китайские отражатели почти ничего не отражают, и нам надо много участвовать в выставках, чтобы объяснять это потребителям и заказчикам, торговым сетям". ООО "Мамасвет" выпускает светоотражатели в виде наклеек, браслетов, термоаппликаций, брелоков и другого.