Финансисты и урбанисты размышляют о том, кто должен сделать город «умным»

Интеграция концепции Smart City в существующие города и создание на ее основе новых – одно из наиболее перспективных на сегодня направлений инвестирования. Развитие данной сферы подкреплено государственными программами, финансированием из бюджета и дополнительной поддержкой на льготных условиях.

Илья Попов, финансовый эксперт:
Заинтересованность государства
Летом 2017 года в России утвердили государственную программу «Цифровая экономика». Помимо прочего, в ней рассматриваются методы стимулирования развития IT-предприятий, цифровых платформ в ключевых для экономики отраслях и предприятиях, а также план реализации доступа к широкополосному Интернету более 90% населения. Авторы оценивают перспективы цифровизации экономики более чем в 20% к приросту ВВП до 2025 года.
То, что подобные программы встраиваются в государственную политику, автоматически говорит о низких рисках инвестиций в IT-проекты по преобразованию городов, выработке стандартов для всех организаций и предприятий для плавного перехода на системы smart и выделении бюджета.
При этом из опыта других стран становится очевидно, что без помощи внешних инвесторов те, кто отвечает за финансовые потоки, нередко сталкиваются с очевидными трудностями – например, замедлением хода реализации.
Чтобы это предотвратить, страны объединяют силы, как в случае с Индией и Великобританией, и привлекают внешние инвестиции. Например, в компании Cisco на поддержку проектов в области Smart city инициировали «Программу ускоренного финансирования инфраструктуры городов» и предложили $1 млрд на инновационные решения по преобразованию разных стран.
В развитие городов по концепции smart действительно вкладываются миллиарды, но и будущие выгоды исчисляются миллиардами.
Так, по оценкам Европейской комиссии, внедрение 5G на территории Европы обойдется в среднем в 56 млрд евро (или $65,7 млрд). При этом к 2025 году аналитики ожидают социально-экономическую выгоду такого внедрения в размере 113 млрд евро (или $132 млрд).
Те, кто первым успел или еще успеет осознать глобальную роль этих изменений на экономику и инвестировать в их развитие, уже через 5-7 лет возглавят рейтинги успешных бизнесменов.
Готовы ли сами города к внедрению технологий будущего?
Подвести города к знаменателю «умные» – а значит, выделяющиеся более чистым воздухом, безопасными улицами и в целом качеством жизни на порядок выше того, к которому мы неизбежно привыкли, – общая задача государства и бизнеса.
Прямо скажем, происходящее за «завесой» smart cities – настоящая фантастика, выгодная всем.
Сингапур с 2014 года развивается по общегородской программе Smart Nation, направленной на выстраивание диалога между государством, бизнесом и активистами для увеличения эффективности разработок, внедрения и совершенствования высокотехнологичных проектов. В правительстве города-государства, расположенного в Юго-Восточной Азии, признают свою работу гораздо более амбициозной в сравнении с «конкурентами» и достигающей общенационального масштаба. Город действительно стал площадкой для тестирования инновационных технологических решений, нацеленных на упрощение жизни горожан: он изобилует «умными» датчиками, автомобилями, телемедицинскими проектами.
Расскажу подробнее на примере лишь развивающегося в этом направлении района. В Гонконге утвердили стратегию развития по концепции smart city на ближайшие 5 лет. Не так давно этот район КНР и одновременно один из значимых мировых финансовых центров развивался по системе городского планирования, утвержденной еще в 90-х годах. Нынешняя установка власти – создание развитого, доступного и благоустроенного района в сердце города, а также более эффективное использование инфраструктуры бухты Виктория. Помимо прочего, обязательный характер приобретут специальные автомобильные девайсы для дистанционной оплаты проезда по платным участкам, сбора информации для интеллектуальной транспортной системы и трансляции информации о дорожных инцидентах, перекрытиях и возможных путях объезда. В Сингапуре такие, кстати, уже есть. К 2020 году всем жителям Гонконга бесплатно выдадут электронный ID для доступа к государственным и коммерческим услугам. В роли пациентов же гонконгцы получат доступ к порталу для управления здоровьем, открывающему доступ ко всем всем необходимым данным, аналитике и прогнозам. Общий курс на отказ от «углеводородной» зависимости (на него сейчас приходится 47% энергогенерации), поддержку блокчейна в финансовой сфере и виртуальный банкинг, общегородскую аналитическую платформу на базе больших данных, а также на развитие экономики совместного потребления и появление новых сервисов.
Другой пример – проект MK:Smart – один из множества внутренних решений по агрегации данных о городе в единой системе. Именно он действует в одном из британских городов Милтон-Кинс. Система собирает показания со спутников, камер наблюдения, датчиков из почвы и систем водо-, а также энергопотребления и другие социально-экономические показатели. Жители города могут сами контролировать потребление энергии и воды буквально в режиме онлайн, опираясь на общие по городу показатели. Такая сопричастность сказывается на социальной ответственности горожан исключительно положительно.
Весной 2017 года компания Orange Business Services в партнерстве с Meeza запустили масштабный проект по оборудованию района Мшейреб в Дохе управляемыми через приложения датчиками в количестве 500 тыс. Цель проекта – реализация концепции «умных зданий» через оборудование их следующими системами: видеонаблюдение, контроль доступа в помещение, пожарная сигнализация, регулируемое уличное освещение, автоматизированная система сбора мусора и «умный» автомобильный паркинг.
Мы тоже достаточно неплохо зарекомендовали себя в «smart-борьбе» среди стран. По итогам исследования, проведенного PwC, Москва заняла пятую строчку в рейтинге городов-лидеров всего мира, готовых к переходу на концепцию Smart City.
Помимо прочего, в сотрудничестве с российской компанией NtechLab (чью систему распознавания лиц FindFace агентство IARPA в США выделило как лучшую среди участников конкурса алгоритмов в этой сфере) мэрия Москвы реализует пилотный проект по усовершенствованию видеосистемы наблюдения столицы. Систему синхронизировали с данными о преступниках из федерального списка, после чего в течение 2 месяцев произвели шесть арестов. Тем самым сократив сроки поимки с нескольких лет до нескольких месяцев.  
Следующий шаг – опережающее развитие 50 городов нашей страны согласно подписанному в середине октября 2017 года меморандуму: он предусматривает среди прочего работу над цифровизацией отраслей городского хозяйства для поэтапного формирования условий, способствующих развитию высокотехнологичных компаний, пилотных проектов и иных инициатив в выбранных «пилотными» городах.
Заинтересованность бизнеса
Что касается финансовых затрат: если перенести примерные расчеты на создание базовых компонентов «умной инфраструктуры» для гипотетического города с населением 250-500 тыс. человек из доклада «Дорога к умным городам» на 100 самых крупных российских городов, то затраты можно оценить в $3-4,6 млрд.
Минимальный пакет решений в цифровые технологии на уровне регионов – 350 млрд рублей, которые готовы финансировать и силами бюджета, и с привлечением банковских организаций. Что показательно, итоговая экономия, допустим, на одной лишь строчке – освещение – может достигать 50%. Это носит острейший с точки зрения актуальности характер – нынешними темпами мы потребляем ресурсы планеты так, что в идеале нам требовалось бы не меньше 1,5-2 Земель для поддержания нулевого экологического баланса.    
В связи с высокой значимостью инновационных решений, приближающих Россию к концепции развития по системе smart, предполагается введение льготного финансирования. Кредиты под реализацию таких проектов будут выдаваться в среднем под 5-6% годовых.
Инновации уже путешествуют со скоростью света между городами, и как скоро они станут повседневностью, в частности, в России – лишь вопрос времени, но и неизбежный этап развития всего мира в целом. С поддержкой бизнеса и городских активистов государство одолеет этот путь явно быстрее и проще. А выгоду получат в итоге все стороны «сделки». Как говорится, win-win. И лично я присоединяюсь к этому движению.