Изабелла Атласкирова, юрист Все статьи автора
10 января 2018, 11:59 246

Водка как национальное достояние. Как защищают советские бренды

Апелляционный суд в Нидерландах признал Россию единственным владельцем прав на бренд «Столичная», SPI Юрия Шефлера должна прекратить продажи «советской» водки, пишет РБК.

Изабелла Атласкирова, юрист, генеральный директор ООО “СааС проект”:

Что означает рост продаж водки в России

Что означает рост продаж водки в России

582
Дмитрий Грозный, Дмитрий Гаврилов

То, что российский правообладатель выиграл апелляцию по делу бренда «Столичная», подтверждает тезис о том, что европейское правосудие в экономической сфере максимально дистанцируется от политической подоплеки дел, отношений между странами и, сохраняя беспристрастность, разрешает споры по существу.

Федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт» является правообладателем общеизвестного комбинированного товарного знака «Столичная» (номер регистрации 275045). А значит, использование этого товарного знака со стороны Spirits International B.V. незаконно. Вот, в сущности, и вся юридическая суть данного дела. Подобное решение в 2015 году уже вынес районный суд Роттердама, однако голландская компания попыталась оспорить это решение. Честно говоря, не до конца понятно, на каких основаниях. Решение подавать апелляцию было скорее пиар-ходом.

В российской юридической практике уже более двух десятилетий существует так называемая проблема советских брендов. Так как бренд не является юридическим понятием, то правильнее говорить, конечно, о товарных знаках. Проблема носит комплексный характер, так как во время существования СССР появилось множество обозначений, используемых для маркировки определенной продукции и благодаря качеству самой продукции заслуживших широкую известность и популярность.

С развалом СССР эти товарные знаки, к сожалению, также подверглись печальной участи тотальной приватизации. Бизнесмены 1990-х сумели заново зарегистрировать товарные знаки времен СССР на себя и во многих случаях «вывести» за пределы СНГ. Так случилось и с 43 водочными брендами («Столичная», «Московская» и многие другие) — их зарегистрировали на определенные компании и стали активно распространять за рубежом. Так, «Столичная» водка появилась на прилавках в Нидерландах, Бельгии и даже США, хотя между советским оригиналом и новым образцом нет практически ничего общего.

Государство обратило внимание на проблему незаслуженного использования чужой репутации и создало «Союзплодоимпорт». Это предприятие зарегистрировало соответствующие общеизвестные товарные знаки за собой и теперь вынуждено вести многолетние судебные тяжбы с группой SPI, реализующей «советскую» продукцию за рубежом, получая дивиденды с раскрученного бренда с отличной репутацией.

Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП"

Новости партнеров
Реклама