Продвижение с последствиями: кому из гигантов рынка не удалось избежать громких рекламных провалов

Автор фото: Алена Марченко
Автор фото: Алена Марченко

Ретейлер H&M оказался в центре громкого скандала из-за публикации в каталоге фото темнокожего ребенка в толстовке с надписью "Самая крутая обезьянка в джунглях". "ДП" вспоминает, какие из крупных компаний за последний год оказались в не менее затруднительном положении из-за внезапно вызвавших негодование рекламных роликов и баннеров.

Один из крупнейших игроков на мировго рынка фэшн-ретейла нарвался на серьезные обвинения в расизме и критику пользователей Twitter из-за оформления онлайн-каталога товаров. В выходные покупатели обнаружили на сайте H&M фото темнокожего мальчика в толстовке "Самая крутая обезьянка в джунглях". Они тут же сочли фото расистским и даже предложили бойкотировать товары бренда, заметив, что другие толстовки демонстрируют белые дети. В частности, фото раскритиковал канадский музыкант The Weeknd, который написал, что обижен и шокирован, а также отметил, что не будет больше сотрудничать с брендом. Ретейлер поспешно извинился перед всеми и изъял толстовку из продажи.
Конечно, H&M — не единственная компания, которой досталось за невнимательное отношение к вопросам, задевающим чьи-либо чувства. Только за последний год ряду крупных компаний пришлось оправдываться перед пользователями, обвинявшими их в расизме, несерьезном отношении к протестным акциям и поощрении насилия.

Скандалы с цветом

Только за этот год в таком же неприятном положении, как и H&M, оказались Dove и Nivea — обе компании были недостаточно внимательны к вопросам расовой принадлежности. Dove досталось за рекламу, где темнокожая девушка снимала с себя футболку и становилась белой. Пользователи сочли, что людей с темной кожей фактически прямым текстом назвали грязными, и обрушились с критикой на производителя. В компании принесли извинения, пояснив, что ничего такого, конечно, не имели в виду. В ответ пользователи лишь напомнили, что подобные проколы компания уже совершала в прошлом — несколько лет назад Dove досталось за рекламу с пометками before и after,  где на фоне последней надписи стояла белая девушка, и у пользователей создалось впечатление, как будто производитель пытается "отмыть" темнокожих женщин.
Что касается Nivea, то эту компанию тогда же, в октябре 2017 года, активно критиковали за рекламу средства, которое делает кожу "заметно более светлой". Разгневанная аудитория соцсетей потребовала немедленно заблокировать расистский, по ее мнению, ролик, запустив хэштег #PULLITDOWN.

Революционный фейк

Впрочем, брендам в последнее время доставалось не только за невнимательность к расовым вопросам. Актуальную в последнее время во всем мире тему протестов решили взять на вооружение и маркетологи, но тут же попали в неприятную ситуацию. Весной 2017 года компания PepsiCo выпустила рекламный ролик с моделью Кендалл Дженнер, младшей сестрой Ким Кардашьян. В видео девушка участвовала в фотосессии, а потом примыкала к колонне демонстрантов, предложив полицейскому баночку Pepsi, чтобы он пропустил ее к протестующим. В финале все прыгают и радуются и завершают митинг. Позитивный ролик, однако, не очень обрадовал пользователей социальных сетей — его сочли возмутительным, обвинили в пребывании в "параллельной реальности", заключив, что в жизни протесты выглядят все же несколько иначе. Компании в итоге пришлось извиниться не только перед клиентами, но и перед снявшейся в ролике моделью — за то, что она оказалась в неприятном положении из-за сюжета видео. Кроме того, в PepsiCo приняли решение удалить ролик с Youtube.

Насилие на продажу

Еще нескольким компаниям за последние полтора года доставалось за использование женских образов в контексте, который пользователи сочли возмутительным. Так, Burger King, который, казалось бы, уже так широко известен скандальными ходами в области рекламы и маркетинга, что никого уже не может удивить, все же смог перегнуть палку. Для рекламы в российских социальных сетях компания использовала образ несовершеннолетней жертвы изнасилования Дианы Шурыгиной. История девушки на тот момент широко обсуждалась в Сети и на телевидении, и маркетологи решили использовать резонансный образ. В ответ на возмущенные комментарии пользователей соцсетей представители компании сначала отшучивались, но в течение нескольких дней пост все же был удален.
Чуть более года назад в поощрении насилия над женщинами обвинили Московский Кредитный банк. Тогда организация выпустила новогодний ролик, в котором Дед Мороз похищал бизнес-леди, забывшую о своей дочери. Так в банке хотели показать, что накануне праздника надо вспомнить о важном, а финансовые проблемы доверить профессионалам. Задумку поняли не все, и ряд посмотревших рекламное видео заключили, что в нем унижают женщину и корят героиню за то, что она плохая мать.