Руководство предпринимателя: что делать, чтобы мой счет не заблокировали

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

Юрист Ольга Голосова рассказывает, как малый предприниматель может предотвратить блокировку своего счета в банке и не попасть в черный список ЦБ.

В прошлом году банки начали массово блокировать счета малого бизнеса, следуя распоряжениям ЦБ. Особенно серьезно пострадали ИП: многие повседневные операции предпринимателей начали считаться подозрительными, а малые компании стали массово записывать в фирмы-однодневки. Ольга Голосова, гендиректор юридической фирмы "Вероника", рассказывает, что делать, чтобы не попасть в черный список Центробанка.

Что такое фирмы-однодневки?

Есть две разные группы. В первой — те, кто финансирует террористов, обеляет преступно нажитые деньги. Во второй — предприниматели, которые заработали деньги честно, но после этого пытаются сэкономить на уплате налогов.
Фирму-однодневку в судебной практике определяют как юрлицо, созданное без цели ведения хозяйственной деятельности для использования в схемах по получению необоснованной налоговой выгоды. Признаки, по которым эту фирму определяют, все время меняются.

Почему банки принимают реальные фирмы за однодневки?

Не все признаки объективные. Например, постоянно встречается в судебной практике такой признак однодневки: учредитель и директор — одно лицо, а УК — 10 тысяч рублей. Или компания, которая зарегистрирована по адресу массовой регистрации. С 2016 года адрес массовой регистрации – это 5 фирм в одном помещении. В любом бизнес-центре, который работает несколько лет, накапливается в каждом офисе какое-то количество фирм, потому что не все съехавшие тут же меняют адреса. Проверить свой адрес можно на сайте ФНС. Что еще является признаком? Отсутствие в штате главного бухгалтера, сотрудников, каких-то арендованных площадей. Поэтому малый бизнес и пострадал: это признаки не только однодневок, но и большинства малых фирм.
Еще признак – директор занимает ту же должность в других компаниях или является учредителем. Это тоже очень неоднозначный  момент – у предпринимателя может быть группа компаний, такое количество  может быть накоплено за всю историю жизни. Но налоговые, госорганы. банки подходят формально. С 2016 года  висит в реестре 5 компаний – все, сразу идет подозрение в массовости.
Иногда фирму причисляют к однодневкам  в том числе и за распространенное название. Например, ООО «Ромашка», указание большого количества кодов ОКВЭД.

Что я могу сделать?

Если вы сами встречаете такую фирму — с ней может быть опасно работать как с подрядчиком. Если это ООО «Ромашка» искусственно создано, то вы рискуете просто не получить товар, за который платите.
А есть еще риски налоговые. Вы купили товар, вы заплатили, вам выдали документы, счет-фактуру, вы учли эти расходы в  отчетности, живете спокойно. Но в течение трех лет вы можете узнать, что, оказывается, налоговая считает, что фактически продажи товара не было. Соответственно, уменьшать налог на сумму этих расходов вы не имеете права. Потому что контрагент свой налог с полученной от вас прибыли не заплатил, и скорее всего, вы сами это все организовали, для того, чтобы не платить налоги. Здесь ваша задача – доказать, что это не вы организовали. Главное — доказать реальность проведенной сделки. При споре необходимо указывать, где этот товар был, откуда его взяли, кто его привез, на какой машине, кто был за рулем, путевые документы, вплоть до вызова в качестве свидетеля водителя. Вы его получили – а куда вы его дели? А где ваш склад? А кому вы его продали?
Также нужно иметь досье на контрагента и хранить информацию о том, откуда вы о нем узнали – распечатка сайта, реклама в СМИ. Суд от нас ждет, что будем фиксировать наши деловые переговоры на тему этой покупки, переписку, протоколы устной встречи с представителями компании, письма. Новое веяние — требование доказать суду, почему это было экономически выгодно. Вот у производителя кирпич стоит 100 рублей за штуку, а он продает за 200. Почему вы у него купили? Это может быть конкурс, или коммерческие предложения других компаний.
Чаще, конечно, налоговая доходит до суда с крупными компаниями. Но с каждым годом внимание к бизнесу с маленькими оборотами все больше, возможно, через год-два, будут смотреть под лупой даже тех, у кого оборот миллион в год.

На каждого поставщика нужно вести досье?

По-хорошему — да. Потом вам скажут: "Как ты докажешь, что это не ты купил эту "Ромашку" в соседней юрфирме, нарисовал от нее счет-фактуру, перевел деньги, потом обналичил".
Теперь налоговая получила карт-бланш на санкции. Если у вас первый контрагент цепочки идеальный, а вот второй или третий однодневка, раньше вам достаточно было отбиться от претензий к первому контрагенту, теперь это не всегда так. Недавно мой клиент, который реально оказывает услуги, сам купил услугу, сделал счет-фактуру. Налоговая проверка отказалась принимать счет-фактуру, хотя исполнял заказ предприниматель, который реально работает на рынке уже 10 лет.  Оказывается, были ненадежными его субподрядчики. Понятно, мой клиент будет в суде это оспаривать. И вполне вероятно, что выиграет, но такая практика появилась.

А раньше было лучше?

Самая основная проблема в работе банком — снятие наличных. Раньше условный лимит подозрительности, установленный по рекомендации Центрального банка составлял 70%. Сейчас 30% от средств поступивших на счет. Для ИП это очень мало: фактически все  поступившие ему деньги могут являться его доходом от деятельности, который он переводит себе на карту или снимает со счета.

Как перестраховаться?

Про те же наличные — не снимайте их хотя бы 3-4 дня, подождите. Следующий пункт — операции, которые похожи на транзитные. То есть, перевод денег с одной компании на другую без реальных сделок. Соответственно, если вы получили деньги и в тот же день их перевели практически в том же объеме, вы, скорее всего, транзитчик. Вывод такой же: деньги должны полежать.
Другой признак транзитной фирмы — пустые назначения платежа. Потому что те, кто занимается транзитом, принимают деньги от разных клиентов. Потом нужно одному перевести за стройматериалы, другому за продукты, третьему там за услуги, четвертому за стройку. Если они будут принимать платежи за 10-15 видов деятельности, они очень быстро прекратят работу. Следующий пункт — нужно платить налог не меньше 0,9% от оборота. То есть, в письме ЦБ указано 0,9%, на самом деле лучше побольше, с запасом.
У вас должны быть хозяйственные расходы на коммуналку, рекламу, воду, еще на что-то. Компания, которая только получает деньги за товар и, соответственно, передает их за товар, она напоминает транзитную. Это уже проблема, потому что есть предприниматели, которые занимаются оптовой торговлей, посредники. Они действительно договариваются о чужих продажах, сами перевозят товар со склада на другой, живут на маленькой марже, но не нраушают закон. Им будет сложнее доказывать свою добросовестность.
Похожая сложность с тем, что если с одного технического устройства сдается налоговая отчетность фирм-помоек, однодневок и честного предпринимателя, его автоматически причисляют к такой же помойке. А если у вас бухгалтер на аутсорсинге — это риск, он ведь не расскажет, с кем еще работает, всех не проверишь.
Первоочередные  действия — не подходить под признаки фирм-однодневок. Вспомните, как вы регистрировали фирму, часто предприниматели просят юристов: "А ты мне сделай сразу все ОКВЭД.. Может, я через год захочу что-то доделать, зачем я буду еще раз платить?". Несколько лет назад можно было купить некий адрес, бумажку с названием, там зарегистрироваться и работать, даже открывать счета. Сейчас — не получится.
Нужно стремиться к безналу, проверять контрагентов, проверить свой адрес, чтобы там не было еще 10 компаний.

А если я попадаю под несколько признаков однодневки?

На бумаге сначала банк просит документы и только потом, если они неубедительны, предлагает прекратить сотрудничество. Перестает исполнять распоряжения, кроме распоряжений о закрытии счета. После этого клиент должен закрыть счет и перевести деньги либо на свой счет в другом банке, либо своему контрагенту. На деле часто за перевод денег просят комиссию до 30%, но важно помнить, что иск в суд о таком завышении банк проиграет. Прецеденты уже были.

И что в итоге?

Первая группа действий — не подходить под признаки фирм-однодневок. Вспомните, как вы регистрировали фирму, часто предприниматели просят юристов: "А ты мне сделай сразу все ОКВЭД. Может, я через год захочу что-то доделать, зачем я буду еще раз платить?" Несколько лет назад можно было купить некий адрес, бумажку с названием, там зарегистрироваться и работать, даже открывать счета. Сейчас — не получится. Не регистрируйте «на всякий случай» универсальное ООО с нейтральным названием и большим количеством видов деятельности.
Нужно стремиться к безналичным расчетам, официально выплачивать зарплаты сотрудникам, проверить контрагентов, проверить свой адрес, чтобы там не было зарегистрировано еще 10 компаний.

Куда обращаться?

В ноябре 2017 года ЦБ выпустил письмо о том, что если причины признания операций сомнительными устранены, предпринимателя могут исключить черного списка. Для этого нужно обратиться в Центральный банк. Ну, это пока на бумаге. На практике я не нашла примеров.