Бизнес по-соседски: как рестораторы Петербурга воюют с жильцами домов

Автор фото: Денис Васюков
Рата Гилемханова, владелица микрокофейни "ТЧК"

Рестораторы часто становятся объектами травли со стороны соседей, которые добиваются закрытия заведений, обращаясь в Роспотребнадзор и другие органы. В основном причиной недовольства становится шум в ресторанах и спортбарах, но все чаще под удар соседей попадают кафе, работающие в петербургских дворах. Предприниматели города рассказывают, как тратят миллионы, чтобы избежать претензий жильцов.

Открывая ресторан в жилом доме, петербургские предприниматели вынуждены искать компромисс с соседями, которые чаще всего жалуются на шум и сигаретный дым под окнами своих квартир. И в случае если жильцы обращаются с претензией в Роспотребнадзор, для рестораторов это означает начало судебных разбирательств, а возможно, и закрытие, как было с рестораном "Бухарин". Заведение прекратило работу спустя 3 месяца после обращения соседки в Роспотребнадзор с жалобой на шумную вентиляцию, а перед этим совладельцы, в числе которых ресторатор Антон Мухин, отказали соседке в требовании установить в ее квартире пластиковые окна. Также продолжаются судебные разбирательства в отношении Sound-Cafe "Ladы", работающего в доме на Глухой Зелениной улице. Роспотребнадзор подал в суд на основателя кафе Вячеслава Ковалева после обращения соседа с требованием прекратить музыкальное сопровождение. Несмотря на то что владелец кафе выполнил предписания госорганов — демонтировал музыкальное оборудование, а посетители слушают выступления артистов через наушники, конфликт по-прежнему не исчерпан.
Как ранее сообщил Роспотребнадзор "ДП", чаще всего соседи недовольны спортбарами, кафе, музыкальными студиями и дискотеками. Однако в безвыходном положении оказываются и многочисленные кафе Петербурга, работающие во дворах города. По словам предпринимательницы Раты Гилемхановой, владелицы заведения "ТЧК" площадью 11,6 м2, которое работает в пристройке к жилому дому на улице Мира, соседка начала обращаться в различные госорганы с открытия микрокофейни в июне 2016 года.

Точка на "ТЧК"

"Мы пытались решить вопрос мирно, но это ни к чему не привело — жительница соседнего смежного дома уже дважды обращались в городскую администрацию, прокуратуру и Роспотребнадзор, которые, в свою очередь, дважды подавали на нас в суд", — рассказывает Рата Гилемханова. По словам предпринимательницы, соседка опасается, что посетители кофейни будут курить под окнами ее квартиры, и не желает решать вопрос мирно. В свою очередь, Роспотребнадзор в предписании ссылается на пункт 2.10. СанПиН 2.1.2.2645-10 "На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок, кроме гостевых".
"Исследовав судебную практику, мы обнаружили более 200 случаев, когда Роспотребнадзор судился с кафе, работающих в петербургских дворах — ни один ресторатор не выиграл подобное дело", — комментирует Рата Гилемханова. Весной 2017 года Роспотребнадзор приостановил работу кафе, но после того как заведение вновь начало работу в июне 2017 года, соседка снова обратилась в Роспотребнадзор. С точки зрения Раты Гилемхановой, выполнить предписание невозможно, и сейчас "ТЧК" находится в "замкнутом круге".
По словам Натэллы Пономаревой, юриста Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов, в подобной ситуации могут оказаться все заведения общепита, работающие в петербургских дворах. "Думаю, что таких случаев много. И хотя пункт, касающийся запрета на размещение предприятий общепита во дворах, не допускает двоякого толкования, возникает вопрос: что считать территорией двора жилых зданий? Зачастую в законах, касающихся Роспотребнадзора, вообще нет здравого смысла — они противоречат друг другу и их сложно соблюдать", — отмечает эксперт.

Цена вопроса

Чтобы не доводить дело до суда, предприниматели готовы идти на уступки соседям. По словам Евгения Хитькова, совладельца бара "Винный шкаф" на улице Рубинштейна, в одном из своих баров ему пришлось переоборудовать вытяжку, потратив 1,5 млн рублей.
"Для малого бизнеса это дороговато, — комментирует предприниматель. — Еще, чтобы разрешить конфликты, мы делали соседям ремонт, меняли окна, меняли трубы и прочее. Некоторые жители начинают садиться на шею, один нам заявил, что мы ежемесячно должны выплачивать ему по $100 за то, что наши столики на улице стоят под его балконом. Пришлось объяснить, что это беспредел". По словам ресторатора, сейчас одна жительница улицы Рубинштейна препятствует открытию новой кофейни Surf Coffee, мотивируя тем, что ей заведение просто не нравится. "Таких историй у нас много, инстанции обязаны реагировать на обращения всех жильцов, например, на одно из наших заведений постоянно жалуется сосед, говорит, слишком шумно. Абсурд ситуации в том, что у нас звукоизоляция, а вот музыки у нас нет", — рассказывает Евгений Хитьков.
"У наших 10 заведений разные соседи, есть активные и не очень, но мы научены горьким опытом. — комментирует Александр Затуливетров. — Жителей можно понять, не каждому приятно, когда рядом с домом скапливается мусор и шумят люди. Кому-то мы сделали скидку 30%, чтобы подружиться, кому-то помогаем обустраивать территорию — ремонтировать двери, заниматься озеленением".