Дмитрий Солонников, политолог Все статьи автора
25 декабря 2017, 10:23 328

Полпредства и реформа президентской власти

В Кремле обсуждается возможность реформы института полпредов президента после выборов. Один из сценариев — наделить всех полпредов статусом вице-премьеров по схеме, действующей в Дальневосточном федеральном округе, пишет РБК.

Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития :

Доминик Ливен о шансах Российской империи на выживание и схожести Горбачева с Александром II

Доминик Ливен о шансах Российской империи на выживание и схожести Горбачева с Александром II

92770
Павел Котляр

За время своего существования институт полпредов президента в федеральных округах несколько раз менял свой базовый функционал.

Сначала их основной задачей было приведение к единообразию регионального законодательства и его соответствие федеральным нормам и требованиям. Если вспомнить, в каком виде к 2000 году была страна, успешно реализовавшая в регионах лозунг "берите суверенитета столько, сколько сможете унести", то можно будет отметить, что данная работа была крайне сложной и напряженной. И с правовой, и с организационной, и с психологической, и с остальных точек зрения.

Другим направлением работы был подбор и согласование кадров для назначения/предложения президентом на руководящие должности в регионах.

Следующим – проведение региональных реформ с изменениями границ субъектов, их слиянием/поглощением.

То есть это все проекты, когда нужна была проявленная воля федерального центра, но не в Москве, а непосредственно на территории.

Сейчас кажется, что такой напряженности в реализации региональной политики нет. Отсюда и возникает вопрос о реформировании института полпредства.

Но.

Во-первых, не факт, что в ближайшее время ее так и не будет. С одной стороны, далеко не все регионы находятся в позитивном социально-экономическом положении, и по многим из них, возможно, скоро понадобятся жесткие непопулярные решения из федерального центра, которые нужно будет проводить железной рукой на местах.

Во-вторых, снова возникает вопрос о реорганизации системы субъектов федерации, так что и здесь понадобятся как центры силы, так и контролирующие инстанции.

Отдельно стоит вопрос о наделении полпредств дополнительными экономическими полномочиями. И в части принятия федеральных целевых программ, а потом контроля над их реализацией. И в части развития кооперации между предприятиями различных регионов. И в части создания межрегиональных кластеров.

В этой части действительно есть возможность говорить о совмещении части региональных функций администрации президента и части региональных функций кабинета министров в одной и той же структуре управления. Когда и политические, и экономические вопросы развития федеральных округов будут сосредоточены в руках полпредов, которые могут одновременно стать или министрами регионального развития (министр развития Дальнего Востока, министр развития приволжского региона, министр развития Северо-Запада России и так далее), или соответствующими вице-премьерами.

Действительно, сейчас на первый план будет выходить именно экономическая повестка дня, и внимание к ее вопросам будет более чем оправдано.

Но тогда возникает законный вопрос, стоит ли ограничивать данное объединение только уровнем федеральных округов, не стоит ли сразу так же поступить и на федеральном уровне?

Может быть, речь идет о подготовке решения совмещения постов президента и премьер-министра в одном лице?

Наверное, многие бы в стране поддержали такую реформу власти…

Авторские колонки и комментарии читайте в разделе " Блоги "ДП " .

Новости партнеров
Реклама