Итоги "Биржи стартапов" №36: какие проекты отметило жюри

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

Последняя в этом году "Биржа стартапов" представила на суд жюри проекты из сферы VR и AR-технологий, легкой промышленности и развлекательной области.

Абсолютным чемпионом декабрьской "Биржи стартапов", судя по оценкам инвесторов, стал проект Сергея Минасяна. Он однажды заметил, что у улицы Рубинштейна, на которой он живет, нет аккаунта в Instagram. Вдохновившись этим открытием, он решил создать для любимой улицы интернет-пространство, мультиязычный интерактивный гид по ней для туристов и масштабный уличный фестиваль.
Сергей так ярко презентовал свой проект жюри, что почти все потенциальные инвесторы подписались на аккаунт его проекта в Интернете. "Красавчик", — не сдержался один из членов жюри Станислав Логунов, бизнесмен и идеолог проекта Sila Project.

Оратору на заметку

Последняя в этом году "Биржа стартапов" по традиции прошла в ресторане "Rыба". Она началась с презентации VR-платформы для тренировки публичных выступлений под названием SpeakerGuru. Выступающего слушали 17 членов жюри, в том числе Алексей Фурсов, Михаил Раяк, Виталий Новиков.
Сервис позволяет в любое время оттачивать навыки ораторского мастерства в виртуальной реальности, получая эмоциональную обратную связь от живых людей. В разработку технологии вложено 1,2 млн рублей. Сейчас у команды есть работающий прототип сервиса. Проект поддерживает известный ментор, экс-глава "Ингрии" Игорь Рождественский. Старт продаж намечен на июнь 2018 года, уже есть предзаказы.
Схема монетизации стартапа — платная подписка и реклама. Компания намеревается работать в b2b и b2c-сфере. Сейчас проект ищет 5,1 млн рублей на на доработку платформы, тестирование и маркетинг. Посмотреть презентацию проекта можно здесь.
Члены жюри посоветовали основателю проекта тщательнее проверить свою гипотезу о востребованности такого сервиса и скептически отнеслись к заявлению, что каждый пятый человек в городе нуждается в обучении публичным коммуникациям.
"То, что у вас есть предзаказы на краудфандинговой платформе, не говорит нам, как инвесторам, ничего о том, что вас будут массово покупать в реальности", — обратился к проекту один из бизнес-ангелов.
"Инвесторы автоматически сравнивают такой продукт с оффлайновым бизнесом, и ценность его в онлайне, скажу честно, неочевидна, — уточнил Михаил Раяк, бизнес-ангел, декан академии ЛИМТУ при ИТМО. — Больше всего неумелого спикера пугает открытое пространство и неизвестность, а не реакция аудитории, а, как мне кажется, виртуальный стимулятор от этого страха учащегося не спасет".
Бизнес-ангелы предложили проекту смотреть на свой рынок шире и, возможно, подготовить свой сервис для виртуальных тренировок самых разных умений — не только для ораторского искусства. Для развития уже выбранного проектом фокуса публичных выступлений инвесторы предложили стартапу обратиться к школам, которые сейчас активно ищут возможность интеграции с высокотехнологичными проектами.

Укус моды

Затем перед инвесторами выступила представительница сети магазинов малосерийной дизайнерской одежды по доступной цене "Vкус моды" Елена Мин. Она рассказала, что ее компания появилась на рынке в 1996 году, в разные годы число магазинов варьировалась, сейчас в Петербурге работает три магазина. За все время работы в бизнес было вложено 25 млн рублей. Тот факт, что основатель и руководитель бизнеса — байер (эксперт, который ориентируется в новинках и тенденциях современной моды) с большим стажем работы, жюри оценило отдельно.
Сейчас компания ищет 20 млн рублей на создание более масштабной сети за счет франшизы (10 точек в Петербурге и 15 в столице) и запуск интернет-магазина. Инвестиции команда проекта готова отдать в течение года. Доля инвестора в проекте составит 20%. По расчетам основателя бизнеса, на второй год после вложений инвестор сможет заработать с проектом 40 млн рублей. Презентацию компании можно посмотреть здесь.
"Интересный сегмент по доступной цене по факту не представлен, а большинство дизайнерских марок не доступны населению со средним доходом. Я называю это premium по цене medium, по факту это интересная одежда немного дороже, чем в  массмаркете", — говорит Елена Мин. По ее мнению, именно такой подход помог компании пережить четыре кризиса.
"Наверное, это единственный проект, у которого есть хороший финансовый поток, который сейчас зарабатывает 40 млн рублей в год всего с трех торговых точек. Да, он не имеет отношение к технике, но это хороший высокомаржинальный бизнес, который хочет масштабироваться, — заметила Луиза Александрова. — У проекта хороший опытный предприниматель во главе, знающий свою отрасль. Это, безусловно, не венчурный проект, он для инвесторов, которые любят реальный бизнес, любят сетевые решения. Я думаю, если существующий магазин уже имеет оборот и приносит прибыль, есть большая вероятность, что и новые точки будут успешно работать. Особенно если перенести этот продукт в Москву, где и население больше, и покупательная способность".
"Я бы хотел отдельно выделить и пообщаться насчет потенциального взаимодействия и деталей проектов напрямую с авторами стартапов "Vкус моды" —  я уже взял визитку Елены Мин — а также проектом Watts Шамиля Ахметшина и стартапом Владислава Богушевича ToonVix. Эти три проекта выглядят очень интересно", — заявил Артур Юревич, представитель инвестиционного комитета ТПГ "ТАЙПИТ".
"Название проекта мне очень нравится, цель его создателя — одеть средний класс в одежду а-ля Max Mara за недорого — очень благородная. Но такой масштабный эффект такими инвестициями не достичь, даже если у Елены Мин будет 20 магазинов. Кроме того, ее сегмент, на самом деле, для инвестора не большой", — отметила Анна Гуревич.

Беспроводное будущее

Елену на импровизированной сцене сменил Шамиль Ахметшин. Представленная им технология, которая превращает любую поверхность в источник питания, вызвала бурную реакцию жюри. Проект-победитель таких технологических стартап-конкурсов, как GoTech, Su&It, Spb Startup Day, Challenge Cup появился в августе 2015 года, сейчас в него вложено 5 млн рублей.
Технология позволяет питать лампы и электроприборы, заряжать любые виды гаджетов без проводов. Для этого специальное устройство монтируется в любую поверхность, в том числе мебель: все устройства можно заряжать одновременно. По словам создателей, технология не вредит здоровью человека. Сейчас стартап ищет 30 млн рублей за 10% компании. Деньги команде нужны для подготовки к серийному производству и выводу продукта на рынок.
Сейчас проект ведет переговоры по поводу внедрения технологии с аэропортом и ресторанной сетью в России. "Наша задача — превратить любую поверхность в источник энергии, это может быть стол, тумбочка, барная стойка. Скорость зарядки от этого не изменится. Это решит проблему с проводами у людей", — обратился к членам жюри представитель проекта Шамиль Ахметшин. Подробности о технологии можно узнать здесь.
"Для того чтобы сделать сегодня достойную инновацию, нужны огромные деньги: хотя бы чтобы выйти из-под воды и выйти на уровень продажи технологии. Я смотрела похожий на вас израильский стартап, у него уже тогда общая сумма инвестиций была $20 млн. Так что вы недооцениваете свои инновационные потребности", — заявила Анна Гуревич, заместитель директора инвестиционной дирекции ПАО "Банк Санкт-Петербург".
"У Watts отличная идея. Команде точно нужно предпринять попытку выйти на РЖД и поставить свои зарядки в поезда. Думаю, что в этой сфере у такого технологического проекта есть вполне реальная возможность собрать предзаказы. Это откроет двери и в другие отрасли. Конечно, общественности нужно доказать, что нет опасности для здоровья", — обратилась к проекту Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия".
"Идея классная, но вы не решаете сейчас самую насущную и фатальную проблему человечества: все живут с кучей проводов, хоть это и неудобно, и могут продолжить жить дальше, а инвестору нужно показать спрос на вашу продукцию", — заметил Николай Страх, представитель ФРИИ.

Дополненное детство

Владислав Богушевич представил бизнес-ангелам инновационную игровую приставку с дополненной реальностью для детей от 5 до 11 лет. Его AR-консоль с видеопроектором позволяет детям играть с обычными игрушками и друг с другом, находясь в разных местах. Стартап зарегистрирован в Канаде, оформлен патент в США и Канаде. В разработку вложено 1,1 млн рублей. Целевая аудитория проекта — семьи с маленькими детьми и доходами выше среднего. В будущем команда планирует сотрудничать с компаниями, производящими и распространяющими детский медийный контент: Disney, Nickelodeon Kids, FoxKids.
"Это вход детей в цивилизованный цифровой мир, это то, на чем они будут переключаться к виртуальной реальности. Сейчас они знакомятся с этим с помощью игровой вещи, в дальнейшем будут использовать эти технологии при обучении, а еще через какое-то время в бизнесе", — завершил свою презентацию Владислав Богушевич.
Стартап ищет 3 млн рублей для создания прототипа и затем еще 30 млн рублей для того, чтобы произвести продукт и вывести его на рынок. Детали проекта можно узнать здесь.
"Безусловно, проект найдет инвесторов, — уверен Виталий Новиков. — Один из них сидел слева от меня, но почему-то его это не тронуло. Ребятам нужно четко определить, какую задачу они решают, чтобы показать немножко больше, иначе можно подумать, что это очередная неочевидная развлекаловка. Говоря про их привлекательность для инвестиций, считаю, что она есть. Мы, к сожалению, как члены жюри не уточнили, как будет обеспечиваться связь между играющими детьми. И я думаю, что эту штуку нельзя ограничивать только детьми, мне кажется, что иной раз это и взрослым было бы интересно. Ведь с точки зрения индустрии развлечений это следующий шаг".
"Я консерватор и ретроград: мне хочется своих детей развивать в той реальности, в которой они живут —  чтобы они знали, что трава зеленая, а море голубое. Думаю, часть инвесторов со мной согласятся. Я и так делаю все возможное, чтобы они оторвались от планшета, и не уверен, что ToonVix действительно шаг в сторону от этого", — заявил Станислав Логунов, объяснив, почему он не будет поддерживать проект.
"Есть достаточно узкий сегмент инвесторов, которые инвестируют в разработки. Этот проект для них, — поддержала стартап Луиза Александрова. — Понятно, что рынок, на который целятся авторы, создается только сейчас, и он будет расти. Зайдет ли их решение в эту сферу, сказать трудно. На этот вопрос смогут ответить именно владельцы компаний, которые должны покупать результат этой деятельности. Им правильно рекомендовали обратиться в GS, которые имеют ресурсы к производству, понимают, как с этим работать, как это продавать, знают этот рынок. Да, есть инвесторы, которые любят такие проекты, но их немного из-за больших рисков. Хотя есть и плюсы. Как правило, подобные стартапы быстро окупаются, более того, можно заранее найти покупателя и работать специально под него".

Пьяная улица

Мультиязычный интерактивный путеводитель по улице Рубинштейна под одноименным названием ulitsarubinshteuina пришелся по душе всем членам жюри. Проект запущен в сентябре 2017 года предпринимателем и жителем улицы Рубинштейна Сергеем Минасяном. Это интерактивное интернет-пространство для гостей самой известной барной улицы города, где можно узнать последние новости о заведениях на ней, получить скидку, пройти пьяный квест, бронировать столик и так далее.
Команда ищет 15 млн рублей, готова отдать 75%-ную долю в компании. Стартап обещает вернуть деньги в течение 18 месяцев. Они пойдут на разработку мобильного приложения, рекламную компанию. Впоследствии стартап планирует стать организатором городского праздника-фестиваля в честь улицы, приуроченной ко Дню города. Посмотреть презентацию проекта можно здесь.
"Кажется, с самого начала Сергей всех настроил не на самый серьезный лад, что весьма напрасно, — посетовал Виталий Новиков. — Мне этот проект показался интересным. И если бы я хотел развиваться в этой отрасли, я бы инвестировал в него. Думаю, этим должны заинтересоваться люди, работающие в направлении развития туризма. Эта тема интересная, она кайфовая. Он правильно предлагал 75%, приятно, что он меня услышал. Андрей Мушкарев, на мой взгляд мог бы себе в копилку этот проект добавить. Плюс те, кто формирует медиаимперии, например Национальная медиагруппа, могли бы им заинтересоваться. Думаю, их бы этот проект украсил".
"Проект пришел в нужное время в нужное место. Сергей так зажег, что на аккаунт его бизнеса подписались все члены жюри. Про него написал "ДП": после этого на него подпишутся еще больше правильных людей. Это главный результат. Не надо стартапу никаких раундов, надо набирать аудиторию и продолжать ее монетизировать", — отметила Полина Лукьянова. "Это прекрасная идея, хотя и не инвестиционный проект. Чем Петербург хуже Нового Орлеана? Там улицу Бурбон закрывают каждую пятницу и субботу. Уверены, туристы поддержат эту идею. Я дам Сергею контакты людей, которые поделятся московским опытом в такого рода проектах, как этот стартап. Думаю, это будет полезно", — поддержал проект Станислав Логунов.

Продвинутый проектор

Последним выступил основатель стартапа Creal3D Кирилл Филиппов. Он представил членам жюри VR-проектор, основанный на принципе светового поля. "Понятие светового поля подразумевает в каждой точке пространства наличие излучателя света, которое сообщает нашей зрительной системе информацию о цвете, яркости предмета, расстоянии от него, — пояснил членам жюри представитель проекта. — Это значит, что можно создать проектор, который без дополнительных экранов будет создавать картинку с помощи света и оптической системы. Что и было сделано. В результате получается изображение, которое вы можете рассматривать, как вам удобно, фокусируясь на любой предмет".
Проектор не требует специального экрана и может создавать картинку в любом месте. Стартап появился в конце 2016 года, вложения в проект составили $240 тыс. Часть из них — полученные командой гранты.
Сейчас проект находится на стадии разработки, проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. После запуска команда планирует продать свой продукт профильным крупным компаниям. Оформлен патент. По задумке, в будущем VR-проектор будет вмонтирован в очки. В команде стартапа VR-разработчики с большим стажем. Проект ищет $1 млн за 25%. Ведет переговоры о сотрудничестве с Samsung, Apple, Logitech. Инвестиции команда обещается вернуть инвестору в десятикратном объеме после 2021 года.
"Команда честна: стартап сразу сказал, что привлекает инвестиции на доработку прототипа, чтобы потом привлечь крупных игроков, — отметил Николай Страх. — Поэтому им стоит наладить диалог с профильными компаниями: я бы предложил поговорить с GS group. На мой взгляд, этот проект мог бы быть им интересным с точки зрения инвестиций".
"Команду проекта я знаю и очень в нее верю. Я поставила им максимальные оценки с точки зрения инвестиционной привлекательности. Участники этого стартапа, во-первых, с большим опытом, во-вторых, с необходимыми для развития проекта компетенциями. Уверена, что это будет востребовано не только на нашем рынке", — заявила Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия". Посмотреть презентацию проекта можно здесь.
Следующая "Биржа стартапов" пройдет в конце января 2018 года. Заявки на участие в проекте можно подать, прислав презентацию на адрес anastasia.zhigach@yandex.ru с пометкой "Биржа стартапов". В презентации обязательно должны быть указаны размер требуемых инвестиций и их назначение, а также доля, которую команда готова отдать инвестору, время, через которое вложения вернутся, и сумма, которую инвестор может заработать в будущем, вложившись в проект сейчас.