Ассоциация фермеров Ленобласти решила проверить магазины, торгующие фермерской продукцией. За нее нередко выдают обычные продукты, уверены фермеры.
Областные фермеры решили провести ревизию интернет–магазинов, которые торгуют фермерской продукцией. Как рассказал "ДП" глава Ассоциации фермеров Ленобласти Михаил Шконда, он собирается выяснить, кто действительно продает фермерскую продукцию, а какие интернет–магазины выдают за нее товары крупных производителей.
Фермерский реестр
"Мы запустили проект по проверке интернет–магазинов, которые продают фермерскую продукцию. Я сделал список групп в соцсетях, а также онлайн–магазинов", — рассказывает о своей инициативе Михаил Шконда. По его мнению, слово "фермерский" может ввести в заблуждение покупателей, тем более цена на такую продукцию довольно высокая, а ее происхождение не всегда понятно.
Цель проекта, по словам Михаила Шконды, вынудить нерадивых предпринимателей давать честную информацию о товаре: "Если хотят покупать у фермеров, пусть покупают. А не хотят — пусть убирают слово "фермерская".
Ассоциация будет затребовать документы и ветеринарные справки у магазинов, чтобы уточнить, где они закупаются. Имея на руках реестр фермерских хозяйств региона и контакты владельцев, Михаил Шконда собирается проверить, существует ли такой фермер и действительно ли он поставляет интернет–магазину продукцию.
"Фермеры, которые могут поставлять заметный объем продукции на рынок, известны, их немного", — отмечает Михаил Шконда.
Маленькая доля
Сейчас на прилавках можно увидеть огромное количество товаров, которые позиционируются как фермерские. Между тем часто такое мясо и молоко к фермерским хозяйствам имеет мало отношения. Но, поскольку такие позиции популярны у покупателей, за фермерскую часто выдают любую небрендированную продукцию, что дискредитирует товар от настоящих фермеров.
В законе нет определения, что же такое фермерский продукт. Как объясняет термин Михаил Шконда, фермерские хозяйства отличаются от крупных предприятий прежде всего объемами производства (например, вряд ли содержится более 200 коров), большим объемом использования ручного труда, отсутствием системного использования антибиотиков и гормонов роста.
За счет этих факторов на выходе получается более качественный и, соответственно, дорогой продукт — себестоимость производства фермерских товаров на 30–50% выше, чем продукции крупных предприятий.
Сегодня, по данным ассоциации, доля фермерской продукции на прилавках городских и областных магазинов — не более 0,7%, а в общем объеме производства в Ленобласти в денежном выражении она составляет около 2% (в 2017 году в денежном выражении общий объем производства сельхозпродукции составит около 101 млрд рублей).
Как говорит Михаил Шконда, по закону магазины обязаны предоставить документы. "Если окажется, что они торгуют не фермерской продукцией, мы будем обращаться в надзорные органы, в том числе Роспотребнадзор и правоохранительные органы. Получается, что покупателей вводят в заблуждение, это можно расценивать как мошенничество", — говорит он.
Идея правильная
С инициативой ассоциации представители бизнеса согласны.
"Проблема в том, что нет стандарта, что такое фермерская продукция, поэтому за нее выдают любые продукты, — поясняют представители фермы и магазина "Ладога", — нужно устраивать проверки, чтобы исправить эту ситуацию".
Потребитель хочет знать, где действительно фермерская продукция, а где обман, соглашается владелец фермы "Это у нас семейное" Леонид Цой. Он поддерживает инициативу ассоциации и делится своим решением проблемы, которое уже оценил комитет по АПК Ленобласти. "Мы предложили комитету опросить фермеров и для удобства наших потребителей сформировать на сайте список магазинов, где можно купить настоящую фермерскую продукцию", — рассказывает Леонид Цой.
Мария Гиршберг, директор по развитию интернет–магазина "Зеленый хутор", предлагает не делать акцент на термине "фермерский", а обратиться к системам сертификации продуктов: органик/био/эко. "Крупные производители делают органический продукт, а фермеры добавляют пестициды, нужны другие критерии", — убеждена она.