Фото: Slush

Фрики, сауна и принц. Чем запомнилась крупнейшая европейская стартап-конференция Slush

Крупнейшая европейская стартап–конференция Slush, состоявшаяся на прошлой неделе в Финляндии, собрала 2,6 тыс. проектов из 130 стран мира и 20 тыс. зрителей. Россия отправила в Хельсинки 78 стартапов и могла бы выиграть главный приз $50 тыс., однако финалистом конкурса стал стартап из Финляндии. Он помогает чистить трубы и реакторы, не останавливая производство.

На прошлой неделе в Хельсинки прошла уже десятая по счету конференция Slush. Мероприятие собрало 2,6 тыс. бизнес–проектов со всего мира и 1,5 тыс. инвесторов, среди которых были и русские менторы и бизнесмены. Крупнейшая технологическая выставка началась с диджей–сета в стиле техно и рэпа про то, что пора менять этот мир к лучшему. На входе гостей ожидала приветственная вывеска: "Никто в здравом уме не поедет в Хельсинки в ноябре. Добро пожаловать, фрики". И чуть пониже: "Еще ни один нормальный человек не смог изменить этот мир".

Приложение для медитации, конная мануфактура, мозгобойня и другие проекты, представленные инвесторам

Приложение для медитации, конная мануфактура, мозгобойня и другие проекты, представленные инвесторам

1039
Светлана Высоких, Анастасия Жигач

Приглядеться к новым стартап–трендам в Финляндию всего приехали более 20 тыс. человек из 130 стран, среди которых, в частности, Индия, Китай, Россия, США, Эстония, Португалия, Япония. Открытием этого года стали стартапы с Украины и из Северной Кореи — эти страны впервые были представлены на Slush так масштабно.

Полянка на 20 тыс. человек

Серьезность и одновременно бесшабашность происходящего — ключевое в описании этой конференции. Если раньше главная сцена была увита гирляндами из черно–белых проводов, а задник был оформлен в виде гигантского лабиринта из клавиатур и компьютерных мышей, за которыми охотился Pac–Man, то сейчас она выглядела более строго. На ее фоне приятно выделялась сцена, где рассуждали о технологиях производства еды будущего и социальной ответственности бизнеса: в середине горел настоящий костер, вокруг рос настоящий мох и искусственные папоротники. Всего спикеры вещали одновременно с трех сцен главного выставочного комплекса Хельсинки Messukeskus. В основном о том, кто будет следующим Goggle, как не дать бизнесу умереть, пока он стартап, что нового ждет нас в медицине и VR, как сохранить человечность в обществе, которое живет онлайн, какими будут энергоносители будущего и как запомниться инвесторам.

Холодные инвестиции. Участник "Биржи стартапов" привлек 4 млн рублей инвестиций на свое развитие

Холодные инвестиции. Участник "Биржи стартапов" привлек 4 млн рублей инвестиций на свое развитие

652
Анастасия Жигач
/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Чтобы добавить событию финского колорита, организаторы установили шесть саун (одна в формате большого ковчега): так что судьбы мира и стартапов в нем обсуждались в том числе в плавках и полотенцах. И хотя от формата шоу Slush никуда не ушел, разве стал чуть скромнее, мероприятие начало уходить от формата шапито: сами стартапы стали серьезнее и перестали развлекать зрителя.

Десятилетний рост

Российская делегация привезла на Slush свыше 78 проектов, 20 из них были представлены "Сколково". Сколковцы же стали участниками центрального события Slush–2017 — битвы 100 сильнейших стартапов. Выступления шли нон–стоп в течение 2 дней конференции, и в финал попали только три проекта, россиян среди них не было. Хотя российские проекты уже оказывались в финале: впервые это случилось в 2015 году, когда основательница стартапа Astro Digital москвичка Екатерина Котенко–Ленгольд заняла второе место.

Призовой фонд конкурса в этом году составил $50 тыс. Впрочем, деньги финалисту по имени Bo Malmberg потрогать не удастся: на эту сумму проекту–победителю Altum Tecknologies из Финляндии окажут услуги крупные компании — партнеры Slush. Стартап решает проблему загрязнения труб, позволяя чистить их, реакторы, турбины и прочие сложные механизмы без остановки предприятия. Кроме того, проект получил билеты на конференции Slush в Токио, Сингапуре и Шанхае — за 10 лет Slush (от англ. "слякоть") вырос из небольшого мероприятия в трамвайном депо в Хельсинки в один из самых громких международных форумов в своей сфере и стал проводиться даже в Азии. Конференция вышла на такой уровень, что в этом году ее посетили принц Уильям (Великобритания), принц Даниэль (Швеция) и принц Константин (Нидерланды). Стоит ли говорить, что постоянным гостем давно уже стал президент Финляндии.

За все это время участниками Slush стали 7 тыс. стартап–компаний. Они получили почти 850 млн евро от инвесторов. Из 1,5 тыс. инвесторов, зарегистрировавшихся на Slush в этом году, 31 были из России. Для сравнения: на конференцию слетелись 300 бизнес–ангелов из США. Несмотря на то что большинство инвесторов приехали из Швеции, Великобритании и, конечно, Финляндии, заметно растет число инвесторов из других, в том числе азиатских стран. Их интерес к Европе подтверждается статистикой: по данным State of European Tech Report, из $19,1 млрд инвестиций в европейские технологические стартапы в неполном 2017 году $1,8 млрд принадлежит инвесторам из Азии.

Сделано в Петербурге

По версии журнала The Innovator, в топ–25 стартапов на Slush вошли пять проектов из США, по три из Швеции, Финляндии и по одному из Турции, Ботсваны, Сингапура, Ирландии, Франции и Германии. Русских, увы, в этом списке нет. Среди попавших в топ иностранцев, например, технология выработки энергии с помощью волн на море или в океане, напиток, более полезный, чем молоко (готовится без использования животных продуктов), новый экологичный материал для строительства домов из переработанного пластика и дерева, образовательная программа для беженцев и иммигрантов, позволяющая им получить новую профессию и в итоге найти работу в IT.

Впрочем, среди российских и, более того, петербургских участников Slush были стартапы, достойные внимания. Свои два новых проекта, например, представила компания Quadro Electric. Так, петербургские предприниматели привезли на Slush накопитель электроэнергии Volts, который позволяет накапливать электроэнергию, полученную из любого источника, и обеспечивать дом, офис или магазин электроэнергией в условиях ее отсутствия. А также концепцию умных городов и бесплатных систем эффективного освещения Edison. "Мы ездили, ездим и будем ездить, потому что Slush — это крутейшее мероприятие, один из лучших придуманных деловых форматов в мире, — рассказывает Александр Кияница, CEO Volts. — В этот раз мы снова нашли клиентов, партнеров и целую толпу единомышленников со всего света".

Пользовался большой популярностью стенд петербургской компании Watts, чьи технологии позволяют встраивать в мебель, двери и стены беспроводные источники энергии, способные питать настольные лампы, заряжать телефоны и прочие гаджеты. Сооснователь стартапа Triк Роман Лучин привез в Хельсинки новую технологию для обучения детей программированию и робототехнике.

Из разных уголков мира

Приехавшие на Slush компании из России представили на суд западным инвесторам разные отрасли: IT, энергетику, биомедицину, робототехнику, транспорт. Так, команда Nano Security приехала, чтобы рассказать европейцам о новом антивирусе, который разработали российские программисты из Брянска. Стартап Texel — чтобы показать, как c помощью 3D–сканера он предоставляет услуги виртуальной примерочной, команда Samokat Sharing — чтобы организовать прокат самокатов для студентов финского Университета Аалто и в случае успеха выйти на рынок Швеции и Норвегии.

Отдельно среди участников Slush стоит отметить финского робота для чистки окон Wallrobotic, финский же стартап Iceye, который меняет качество изображений земной поверхности с помощью радиолокационных микроспутников, их можно получить быстро и при любой погоде, финский гаджет Popit, отслеживающий, не забыл ли человек принять таблетки из блистера, шведский стартап Karma, позволяющий перепродавать оставшиеся продукты в ресторанах, отелях и магазинах, корейский стартап Sweans, представивший неломающиеся очки для активных видов спорта, итальянский стартап Diretto, позволяющий ресторанам напрямую покупать и заказывать у фермеров их продукцию.

Цели у всех тоже были разными: кто–то искал способ выйти на зарубежный рынок, кто–то — стратегических партнеров, кто–то — клиентов и даже сотрудников (в рамках конференции работало специальное приложение и целая "Аллея возможностей" с терминалами, с помощью которых компании размещали в виртуальном пространстве объявления о свободных вакансиях, а соискатели — о своих компетенциях и опыте).

Музыка нас связала

В топ–4 наиболее инвестиционно привлекательных сфер для стартапов в Европе и Финляндии, в частности, попали финтех, еда, автономный транспорт и медицина. Отдельные быстрорастущие рынки — музыка, игры и образование. Так, второй раз в рамках Slush прошел посвященный музыкальным технологиям форум Slush music — уменьшенная копия самой конференции Slush, то есть выступления ключевых спикеров индустрии, презентация самых ярких проектов, дискуссии и, конечно, сама музыка. Это в России строить бизнес на музыке и вкладывать в него деньги кажется странной идеей: рынка нет, привычки платить за приложения для прослушивания, подбора музыки, записи треков, обучения игре на инструментах и репетиций — нет. Но в остальных странах (особенно в Финляндии) не считают эту идею утопической, год от года заявляя музыку важной темой обсуждения на Slush. Тысячи людей со всего мира вдохновляются примером шведского стартапа Spotify, стоимость которого, по последней оценке, составляет $13 млрд .

Неудивительно, что в Хельсинки съезжаются музыкальные стартапы из России. Так, один из русских участников — компания Market Music, представила там свой инструмент для мультиканальной коммуникации с покупателем: система, транслирующая видео– и аудиоконтент, анализирует заходящих в магазин клиентов и подстраивается под их вкусы, потребности, повышая их лояльность и средний чек.

Похожие цели преследует еще один участник Slush Music — российский сервис Muzlab, который, кроме того, позволяет компаниям создавать свои радиостанции из лицензированной музыки, не требующей отчислений в РАО и ВОИС. Ранее команда стартапа принимала участие в "Бирже стартапов". Еще один проект "Биржи стартапов" — компания DroiceLabs также стала участником международной конференции в Хельсинки. Искусственный интеллект анализирует медицинскую карточку пациента и помогает врачам выбрать самый эффективный способ лечения с помощью клинических прогнозов.

Без игры никуда

Мобильные игры всегда были сквозной темой Slush. Их в Финляндии, где придумали Angry Birds и еще с десяток известных всему миру игр, настолько любят, что отводят им действительно важное место в том числе в сфере образования. Еще бы: оборот 250 финских студий, создающих мобильные игры, составляет 2,7 млрд евро в год, это 0,5% ВВП Финляндии и 7% всего объема рынка мобильных игр в мире.

Так, создатель тех самых Angry Birds Питер Вестербака недавно запустил стартап Lightneer, который позволяет детям запоминать названия химических элементов и результат их взаимодействия за счет веселого приложения для планшетов и телефонов. В нем каждый элемент имеет своего персонажа. "Спроси любого в Финляндии, кто твой любимый покемон, и тебе ответят. На этом же принципе мы построили свою игру, концепцию которой потом будем расширять на физику и биологию", — рассказывает Питер Вестербака.

Игру даже используют в некоторых государственных школах Финляндии: к ней написан большой мануал для учителей. Еще одна игра, Mightifer, также знакома молодым финнам — она помогает правильно выстраивать коммуникации. Благодаря нехитрой игре люди учатся уважительно взаимодействовать внутри группы и давать правильную обратную связь. Инновационна здесь даже схема монетизации — рекламу в Lightneer можно отключить за небольшую плату, чтобы приложение вместо нее показывало интересные факты для учащегося. Родители с удовольствием за это платят. Игры, использование гаджетов на уроках, отказ от парт и досок в пользу гибкого, перестраиваемого под нужды того или иного урока пространства и само восприятие стартаперов как новых рок–звезд воспроизводит в Финляндии все больше молодых предпринимателей с нестандартным способом мышления.

Анастасия Жигач Все статьи автора
6 декабря 2017, 02:14 771
Новости партнеров
Реклама