"Прибыль — приятный побочный эффект от интересной работы". Один из основателей "Юлмарта" рассказал о своих бизнес–правилах

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Сергей Федоринов, стоявший у истоков компании "Юлмарт", на встрече Бизнес–клуба "ДП" рассказал о том, как ипотека и долг $1,5 млн помогли ему создать крупного онлайн–ретейлера.

Сергей Федоринов с ностальгией вспоминает, как создавалась компания "Юлмарт", это был незапланированный и даже вынужденный проект. До его появления предприниматель владел компанией "Комбриг", основным заказчиком была фирма "Ультра Электроникс", разорившаяся в 2008 году с общим долгом, по словам Федоринова, $150 млн. Из этих денег $1,5 млн "Ультра Электроникс" не выплатила компании Сергея, из–за чего его фирма разорилась. Таким образом, он был должен всю эту сумму своему инвестору Алексею Никитину. Вспоминая, каково иметь такой внушительный долг, предприниматель говорит, что было действительно страшно, какое–то время он не мог понять, что делать дальше. При всем при этом у него была ипотека и второй, новорожденный ребенок.
"В тот момент я осознавал, что откатиться назад я всегда успею. Я оценивал ситуацию и ресурсы, которые в ней были. Одним из них оказалась разрушенная компания "Ультра Электроникс". Она сделала мою фирму и меня банкротом, по–хорошему я должен был ее ненавидеть. На ее базе я решил создать новую компанию", — вспоминает Сергей Федоринов.
Для запуска этого проекта он обратился к Алексею Никитину, тому самому инвестору, которому был должен деньги. "Мы с тобой культурные люди, мы оба из Петербурга, из компьютерной сферы, поэтому просто послать тебя отсюда с таким наглым предложением у меня не поворачивается язык", — цитирует ответ инвестора Сергей. Но предприниматель не сдался и в течение 1,5 месяца уговаривал Алексея Никитина на новый проект и в итоге получил согласие. Сергею нужны были даже не столько деньги, сколько разрешение на ликвидацию компании "Комбриг", с которой он получил около 15 млн рублей.
Сергей собрал остатки разорившей его команды "Ультра Электроникс". По словам предпринимателя, ей тоже уже нечего было терять, и люди согласились на новый проект. В том, что они делали, создатель будущей корпорации не понимал ничего, в чем сразу и признался. И тем самым дал понять, что для него важны знания и умения, которыми обладает его команда. "У меня никогда не было задачи делать что–то самому, я создавал возможности для своих сотрудников", — говорит предприниматель.
Первые деньги ушли на аренду, IT–платформу и поставки. Сергей подчеркивает, что в продвижение не было вложено ни рубля. Он уверен, что хорошему продукту маркетинг не нужен. Клиентов получили благодаря базе "Ультра Электроникс", которая насчитывала около 3 тыс. номеров. Предприниматель вспоминает, как его команда и лично он обзванивали их всех, чтобы рассказать о своем скором открытии. Использовали и трафик компании "Рик". Большую роль сыграло сарафанное радио, которое, по словам спикера, заработало благодаря тому, что компания ориентировалась на качество обслуживания, ускорила процесс возврата денег при покупке некачественного товара, что часто было не в пользу компании.
Производство удалось запустить примерно за 2 месяца: в мае начали работу над идеей, в июле 2008–го магазин был официально открыт, а в октябре уже зарабатывали деньги, еще через месяц планировали открываться в Москве. После того как проект встал на рельсы, удалось договориться с инвестором о реструктуризации долга, через год работы компания стоила уже в 5 раз дороже задолженности, подчеркивает предприниматель.
В успех "Юлмарта" верили не все. "Меня убеждали в том, что пункты самовывоза — идея абсолютно ненужная. Это не присуще интернет–магазинам, модель работы уже придумана давно: заказ в Интернете — доставка, другого не нужно. Однако отчет 2013 года показал, что 54% людей забирают товары из пунктов самовывоза. В этот момент оборот компании был уже свыше $1 млрд. Это еще одно доказательство того, что важно сохранить свое видение", — уверен Сергей.
Сергей Федоринов никогда не был собственником "Юлмарта", первым инвестором был Алексей Никитин, после акционерами стали еще Михаил Васинкевич и Дмитрий Костыгин, который сейчас находится под домашним арестом по делу о кредитном мошенничестве, возбуждению которого предшествовал корпоративный конфликт акционеров.
По словам Сергея Федоринова, когда владельцы компании осознали ее истинные обороты, оказалось, что они к этому не готовы. Им стало не нравиться то, что Сергей выполняет их функции, берет на себя важные решения. "У меня была перспектива оставаться в компании в качестве директора и следить за техническими процессами, но так работать я не могу", — комментирует предприниматель уход из "Юлмарта" в 2016 году. Он уверяет, что какой–то конкретной ситуации за его уходом не стоит, это был обдуманный выбор. Верит, что при организации правильной работы "Юлмарта" он сможет вернуться на позиции, которые занимал еще год назад.
После ухода из "Юлмарта" в том же 2016–м бизнесмен создал компанию ЦКБ 42, в которой занимается тем же, что помогло развить "Юлмарт", — разрабатывает бизнес–идеи и помогает найти подходы к их выполнению. Признается, что после ухода из "Юлмарта" находился в достаточно стрессовом состоянии. Однако после размеренной и сосредоточенной работы сейчас в новом проекте чувствует себя так же, как когда "Юлмарт" был на подъеме.
Сергей Федоринов говорит о том, что, если бы он создавал кибермаркет сегодня, это не был бы аналог "Юлмарта", рынок изменился: у покупателя появился доступ к продавцам из Китая, многие магазины стали активно продавать в Интернете. Однако, по его мнению, даже в этих условиях при правильной работе интернет–ретейл может быть успешен.
Бизнес–клуб" "ДП"
Закрытый клуб для предпринимателей и топ–менеджеров Петербурга. Главная задача клуба — вырастить второе поколение петербургских миллиардеров.Контакты для вступления в клуб: 8 952 260 7297 Ксения Доркина (kd@dp-club.ru). Следующая встреча клуба состоится 15 декабря в 15:30. Гость — Эдуард Тиктинский, глава холдинга RBI.