Крабы опять наделали шума

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) просит правительство сохранить нынешний механизм распределения квот на вылов краба, а также этот ресурс в перечне инвестквот. Иначе ОСК угрожает недозагрузкой мощностей и банкротством Хабаровского судостроительного завода (ХСЗ). Доходы участников рынка позволяют без проблем заказывать новые суда, но эксперты уверены, что реально вынудить к этому крабодобытчиков смогут только инвестквоты, пишет «Коммерсантъ».

Макс Фишман, рыбный блогер:
В начале ноября в СМИ в очередной раз поднялась шумиха вокруг крабов, и на спад она до сих пор не идет. В информационном пространстве появилось некое письмо В.В. Путину с предложением пересмотреть механизм распределения крабовых квот, на что отреагировали все кому не лень.
Информацию, как уже принято, вбросил «Коммерсантъ», сославшись на свои вечные «проверенные источники». Был даже назван вероятный автор письма – «Русская рыбопромышленная компания». Но тут возникает вопрос – зачем ей было это делать? Подобные инициативы обычно идут от различных отраслевых ассоциаций, а не от отдельных предприятий. Если в существование письма еще можно поверить, то авторство РРПК видится полной бессмыслицей – она никогда не скрывала своих планов по участию в программе инвестиционных квот и при этом выступала за сохранение исторического принципа. Да и в крабовый бизнес вошла совсем недавно и лишь в «тестовом режиме».
Теперь же судостроители воют, что у краболовов отнимут инвестиционные квоты, из-за чего те отменят заказы на постройку краболовных судов. Возможный удар серьезен – Выборгский судостроительный завод, Хабаровский судостроительный завод, «Пелла», «Янтарь» и другие могут потерять потенциальные заказы на миллиарды рублей.
Раздувание полемики в СМИ явно говорит об очередном переделе отрасли, в связи с чем хочется напомнить, что крабов изначально не планировалось включать в программу «квот под киль». Вообще, она разрабатывалась для той части флота, которая больше остальных нуждается в модернизации и несет наибольшую стратегическую значимость для рыбодобывающей отрасли. Речь, конечно, о средне- и крупнотоннажниках, предназначенных для добычи основных объектов российского промысла – минтая, сельди, трески. Задачей программы было в том числе развитие отечественного судостроения, поскольку у нас просто нет ни одной верфи, которая сможет от начала и до конца построить супертраулер со всей производственной цепочкой на борту.
Краболовы же – это небольшие суда, не несущие на себе какого-то сверхсложного оборудования. Их постройка не такая дорогая, а сам бизнес – очень прибыльный, соответственно, окупаются такие суда значительно быстрее. Если учесть все эти факты, то становится понятно, что включать крабов в программу инвестиционных квот было не очень-то и честно. Да и строить у нас их умеют – штампуют, можно сказать. То есть импульс к развитию судостроения в данном секторе не нужен (разве что для наращивания мощностей). Конечно, хозяева верфей возбудились, почуяв легкую наживу.
Самое неприятное, что вся шумиха образовалась на пустом месте – ведь достоверной информации ни у кого нет. Все основано на непонятном письме, без первой страницы и без подписи. Пока не было никаких официальных заявлений от правительства, зато выяснение отношений уже идет полным ходом. Даже складывается впечатление, что этим письмом кто-то подшутил над задирчивыми краболовами.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе " Блоги "ДП ".