Время и деньги. Почему финансы поют романсы

Автор фото: Коротченко Максим/ТАСС
Автор фото: Коротченко Максим/ТАСС

 

На этой неделе главный российский начальник по труду дал соотечественникам совет на предмет того, как следует жить. Совет актуальный, потому что, согласно данным соцопросов, гражданам живется все лучше и веселее, но при этом, согласно официальной же статистике, реальные доходы россиян снижаются четвертый год подряд. Все просто: для того чтобы больше зарабатывать, надо больше работать, заметил чиновник.
С этим не поспоришь, вопрос только в том, к какому рычагу следует приложить свои трудовые усилия. Увеличить продолжительность рабочего времени и за счет этого разбогатеть будет не так легко: в среднем россияне уже сейчас работают около 2 тыс. часов в год. При этом признанные трудоголики японцы вкалывают около 1800 часов в год, как и американцы, кстати. Немцы и французы трудятся порядка 1400 и 1500 часов соответственно.
Похоже, дело не в продолжительности рабочего времени как такового, нужно работать где–то в другом месте с точки зрения профессии или территории.
Глядя в телевизор, легко предположить, что вернее всего можно разбогатеть, став профессиональным борцом с преступлениями в сфере экономики. Во всяком случае, когда нам показывают, как люди в черных масках задерживают какого–нибудь полковника соответствующего ведомства, взгляд телекамеры скользит по пирамидам из сумок, в которые аккуратно разложены купюры. Правда, в таком способе обогащения есть и риск, который нам, собственно, и демонстрируют.
Но свои риски есть и в честном труде. Рядовой сотрудник в России зарабатывает в 3–5 раз меньше, чем такой же сотрудник в ФРГ или США. А вот отечественный гендиректор получает всего в полтора раза меньше, чем немец или американец, работающий на сопоставимом уровне в своей стране. Эксперты рынка труда объясняют это тем, что в крупнейших компаниях России вознаграждения начальников привязаны не к производительности труда, а к доле фонда оплаты труда (ФОТ) в выручке компании.
Экономист скажет, что в этом случае директор компании в принципе не заинтересован ни в каком профессиональном росте "офисной пехоты" — придется больше платить, а, как мы помним, его задача состоит в сокращении — как числа претендентов на ФОТ, так и доли ФОТ в выручке. А историк добавит, что точно такая же модель трудовых отношений действовала в России времен крепостного права — хозяин–помещик жил в столице, российской или европейской, управляющий поместьем отправлял барину необходимые средства, не забывая себя, а народу доставалось то, что доставалось. Низкие зарплаты — это еще и важнейший "демотиватор" технологической модернизации — зачем вкладываться в технику, когда можно просто выкручивать руки низкооплачиваемому сотруднику?
Может быть, надо просто переехать в другой город? Например, в Москву, где, как сообщил Мосгорстат, средняя зарплата уже перемахнула 90 тыс. рублей. В среднем по России зарплата не достигает 40 тыс. Потом, правда, московские чиновники божились, что расчет столичных статистиков не учитывал "малый бизнес". А если его учитывать, то реальная зарплата окажется тысяч на двадцать меньше. Но тоже немало.
Итак, едем все в Москву? Ну, столица не резиновая. И поэтому в Москве средняя длина пути от дома до работы, по расчетам Yandex, составляет почти 18 км. Учтите среднюю продолжительность рабочего дня у организаций "московской агломерации" — а это десять с половиной часов — и удивитесь, как москвичи успевают добираться до квартир, чтобы поспать. К слову, чтобы накопить на эту квартиру, жителю главного города в среднем потребуется 18 лет, половина жизни по большому счету.
Может быть, попробовать самим увеличить собственную производительность труда в надежде на рост своей ценности на трудовом рынке? Не торопитесь. В Китае производительность труда ниже российской процентов на двадцать, а вот зарплаты массовых сотрудников в этом году сравнялись. Неужели китайские наниматели щедрее российских?
Нет, не щедрее. В Китае выше уровень конкуренции, успехи китайских предприятий зависят в первую очередь от результатов в освоении новых рынков, а значит, и руководителям китайских компаний приходится конкурировать за сотрудников и скрипя зубами платить им больше. Там же, где нет конкуренции, нет и мотивации к росту.
А известная сталинская фраза о том, что "жить стало лучше и веселее", имела и продолжение. "Когда жить веселее, работа спорится! Отсюда — высокие нормы выработки!"