23:3422 ноября 201723:34
880просмотров
23:3422 ноября 2017
В августе начала действовать новая статья Налогового кодекса РФ — 54.1. Уже складывается первая практика по ее применению. Правда, такие судебные дела пока единичны, но уже можно сказать, что единообразия в применении судами этой статьи нет.
Ирина Серова, руководитель СПб офиса "Хренов и партнеры":
Статья коренным образом меняет подход, годами сформированный налоговыми органами при проведении проверок, который сводится к возложению на налогоплательщика обязанности контролировать добросовестность своих контрагентов по сделкам. Иначе говоря, суды априори считали недобросовестными налогоплательщиков, если их контрагенты оказывались фирмами–однодневками.
Новой статьей в НК РФ закреплены положения, исключающие из практики налоговых органов формальный подход при выявлении обстоятельств занижения налоговой базы или уклонения от уплаты налогов.
Как написала ФНС в своем письме от 16 августа этого года, такие обстоятельства, как подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, налоговые правонарушения со стороны контрагента, а также возможность получения налогоплательщиком того же экономического результата при совершении иных не запрещенных законодательством сделок или операций, не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для отказа в уменьшении налогоплательщиком налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога.
Представляется, что теперь должно исчезнуть из употребления такое оценочное понятие, как "непроявление должной осмотрительности", которое позволяло налоговикам при проведении налоговых проверок трактовать его исключительно широко, поскольку какая именно осмотрительность должна быть проявлена и до каких пределов — все эти вопросы отдавались на откуп сотрудникам налоговых органов.
Также положения ст. 54.1 НК РФ не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев. Теперь налоговым органам, чтобы доказать факт неуплаты налогов, придется найти свидетельства умысла проверяемого, который выразился в действиях его должностных лиц и учредителей, в целенаправленном создании условий, направленных исключительно на получение налоговой выгоды.
При этом если умысел доказать удастся, то налоговые обязательства, возникшие в результате таких действий, корректируются в полном объеме.
По моему мнению, поскольку нормы ст. 54.1 НК РФ трактуют в пользу налогоплательщика обстоятельства, связанные с выявлением и установлением необоснованной налоговой выгоды, указанная статья подлежит применению в судебных спорах, которые рассматриваются в настоящее время, пусть налоговые проверки и были начаты и даже окончены до ее введения в действие. И суды уже начали ее применять. Так, постановление 13–го Арбитражного апелляционного суда вынесено в пользу налогоплательщика, в том числе со ссылкой на ст. 54.1 НК РФ и указанные нормы Конституции РФ.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе " Блоги "ДП ".