Лечение вместо отдыха. В Смольном рассчитывают на рост числа медтуристов в два раза за шесть лет — до 325 тыс. человек в год

В Петербург приезжают лечиться около 150 тыс. человек в год. В основном они едут не в санатории, а к специалистам узкого профиля. Смольный надеется, что медицинский туризм победит сезонность туррынка.

В медицинском туризме Смольный видит одну из основных точек роста петербургского туристического рынка. Медтуризм вошел в программу развития Петербурга до 2023 года, и чиновники считают, что приезжающие в город на лечение помогут снизить влияние сезонности на рынок.

Региональные туристы

Сейчас, по оценке Смольного, в Петербург приезжают лечиться около 130 тыс. человек в год, оценка УК "ФИНАМ" чуть выше — от 150 тыс. Объем рынка оценивают в 15–20 млрд рублей в год. К 2023 году чиновники рассчитывают на рост потока медтуристов до 325 тыс. человек в год. Самые перспективные направления, по мнению комитета по туризму, — онкология, кардиология, стоматология и косметология. В этом эксперты с чиновниками согласны. Андрей Трапезников, главврач санатория "Дюны", рассказывает, что в "Дюны" едут в основном на реабилитацию после операций на суставах, позвоночнике и других органах опорно–двигательного аппарата. И в целом именно это направление — "хлеб" для лечебных санаториев и пансионатов. Но если сравнивать рынки оздоровительного и собственно медицинского туризма, второй окажется в разы больше.
"Люди едут туда, где есть высокие технологии и профессиональные врачи, и в Петербурге они есть", — говорит Андрей Трапезников. Эксперт добавляет, что как в санатории, так и в клиники Петербурга тянутся в основном россияне. Чаще всего — за свой счет, очень редко — по программе ОМС, когда регион оплачивает пациенту услугу, если местные врачи не могут ее предоставить. Среди клиентов–иностранцев большинство — наши бывшие соотечественники, которые когда–то уехали на ПМЖ в другую страну. Но есть и "настоящие" иностранцы, они действительно в основном едут за услугами пластических хирургов, косметологов, стоматологов. В Европе они обходятся дороже даже с учетом поездки. Кроме того, часто туристы обращаются в клиники города за искусственным оплодотворением (ЭКО), потому что в некоторых странах эта процедура запрещена законодательно.
Исполнительный директор туристической ассоциации "Мир без границ" Светлана Пятихатка уверена, что одно из самых перспективных направлений въездного медтуризма из Китая — также репродуктивная медицина, в частности УЗИ. Но у рынка есть потенциал и в области стоматологии.
Александр Карпухин, исполнительный директор центра сердечной медицины "Черная речка", отмечает, что в нашем регионе может развиваться медицинский туризм для людей, которым нежелательно ездить в южные регионы с большим количеством солнца (например, тем, кто страдает от сердечно–сосудистых и онкозаболеваний). В санаторий "Черная речка" приезжают пациенты из Москвы, Мурманска, Коми, из Средней Азии.
Александр Солонин, глава Ассоциации частных клиник Петербурга, рассказывает, что в сфере высокотехнологичного медтуризма в Петербурге основные профили — это лечение онкозаболеваний, ортопедических и сердечно–сосудистых проблем. Чаще всего в Петербург приезжают лечиться в НМИЦ им. В. А. Алмазова, НИИ травматологии им. Р. Р. Вредена, а также в клиники — "Ава–Петер", МИБС, клиники СМТ. Дополнительным стимулом в развитии медицинского туризма в нашем городе станет открытие первого в России протонного центра, где лечат онкологические заболевания, считает Александр Солонин. Этот проект открывает МИБС.

Потенциальный спрос

По данным Всемирной туристической организации ООН, Россия по привлекательности оздоровительного туризма занимает 5–е место в мире, но по реальному уровню развития рынка — только 59–е. Смольный для поддержки отрасли в 2018 году планирует создать единого оператора медтуризма, а затем — партнерские программы для клиник, критерии их оценки. Но участники рынка уверены, что качество медучреждений в Петербурге и так неплохое. Привлекательными для туристов считают Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой, клиники "Меди", "Грандмед" и др.
Проблемы же видят в визах, законодательстве и недоверии к России. Андрей Трапезников считает, что для развития туризма нужно не столько обучать персонал клиник английскому языку (многие врачи и так часто ездят за рубеж на конференции и владеют им), сколько развивать инфраструктуру: профессионализм среднего медперсонала, условия проживания, перевозок. "Также важно, что, когда люди едут лечиться за рубеж, они выпадают из правового поля своей страны и не защищены в случае врачебных ошибок, осложнений, — рассуждает он. — Так же может пострадать наш пациент в Германии. Но мы им априори доверяем, а они нам нет".
Светлана Пятихатка добавляет, что ее ассоциация предлагает увеличить до 21 суток срок возможного пребывания в России китайских туристов в рамках группового туристического обмена, что позволило бы проходить полный курс санаторно–курортного лечения в России. "Сейчас говорить о популярности среди граждан КНР медицинского туризма в России не приходится: срок по турвизам ограничен 15 днями, — говорит она. — И, даже увеличив срок, нужно грамотно представить возможности медтуризма, сейчас о таких предложениях на китайском рынке почти ничего не известно. Хотя это предложение может быть интересным: только в рамках безвизового обмена Москву и Петербург за 9 месяцев текущего года посетили 427 тыс. китайских туристов.
Я думаю, что работа нашего протонного центра будет способствовать развитию медтуризма в городе и увеличит приток как иногородних, так и иностранных пациентов. В следующем году на лечение в нашем центре петербуржцев, в первую очередь детей, из городского бюджета будет выделено более 180 млн рублей. Для удобства посетителей мы планируем построить рядом с центром гостиницу. В ней будут в том числе номера, приспособленные для длительного проживания пациентов и их сопровождающих. При необходимости пациент сможет вызвать нашего врача в номер.
Аркадий Столпнер
гендиректор МИБС
Медицинский туризм — это колоссальный бизнес. Не зря сейчас активно растут медицинские рынки Юго–Восточной Азии, Латинской Америки. Дело в том, что, например, в США медицина страховая, а страховщик очень многие услуги не покрывает, для него ведь это тоже бизнес. В итоге больше половины жителей не могут покрыть свое лечение страховкой и едут куда угодно: в Мексику, в Бразилию. А там развиваются в первую очередь те направления, которые не входят в "базовый набор". К примеру, та же пластическая хирургия.
Андрей Трапезников
гендиректор санатория "Дюны"